КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2023 г. N 714-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БОЛЯВИНА АНДРЕЯ ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.П. Болявина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.П. Болявин оспаривает конституционность части 5 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса, и устанавливающей требования к составу и порядку формирования конкурсной комиссии.
Как следует из представленных материалов, А.П. Болявин обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений и действий конкурсной комиссии, выразившихся, в частности, в непредставлении его кандидатуры на рассмотрение представительному органу муниципального образования для назначения на должность главы местной администрации, а также об обязании конкурсной комиссии повторно оценить претендентов на указанную должность с присвоением заявителю высшего рейтинга. Отказывая в удовлетворении требований А.П. Болявина, суды указали на то, что конкурсной комиссией в соответствии с установленным представительным органом местного самоуправления порядком проведения конкурса для должности главы местной администрации были представлены два кандидата с наилучшим рейтингом, в то время как заявитель занял четвертое место среди четырех претендентов, допущенных к конкурсу.
По мнению А.П. Болявина, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 3, 12, 16, 18, 19, 32, 45, 46 и 118 Конституции Российской Федерации, поскольку не устанавливает требований к членам конкурсной комиссии, лишает жителей муниципального образования возможности войти в состав конкурсной комиссии, не закрепляет критериев, обеспечивающих объективную, в том числе независимо от должностного положения, оценку конкурсной комиссией претендентов на должность главы местной администрации и исключает проверку обоснованности выставления конкурсной комиссией рейтинга в судебном порядке.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации нормотворческие полномочия, закрепил в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления (преамбула). К ним относятся и правила замещения должности главы местной администрации.
Статья 37 названного Федерального закона предусматривает возможность назначения на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (часть 2), порядок проведения которого устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 5). Соответствующий порядок, определяющий полномочия и состав конкурсной комиссии, а также критерии оценки претендентов на должность главы местной администрации конкурсной комиссией, действует во взаимосвязи с положениями законодательства о муниципальной службе, которое среди прочего устанавливает квалификационные требования для замещения в том числе указанной должности.
Следовательно, оспариваемое А.П. Болявиным регулирование, направленное на обеспечение условий для замещения должности главы местной администрации квалифицированным лицом, чей уровень и качество профессиональной подготовки отвечают объективной специфике данной должности, не предполагает произвольного установления представительным органом местного самоуправления порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и не допускает необоснованной оценки претендентов на указанную должность конкурсной комиссией. Кроме того, часть 5 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляющая органы, уполномоченные на назначение членов конкурсной комиссии, не может расцениваться как препятствующая жителям муниципального образования входить в состав конкурсной комиссии.
Таким образом, указанное законоположение не нарушает конституционных прав заявителя в указанном им аспекте. Оценка же конкретного порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, равно как и проверка обоснованности рейтинга, выставленного конкурсной комиссией А.П. Болявину и иным претендентам на указанную должность, о чем фактически просит заявитель, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болявина Андрея Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН