КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 3177-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЧИРВЫ
ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЯМИ 2 - 4 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ
ПЕНСИЯХ", ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 60 ЗАКОНА СССР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ", АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПОДПУНКТА
"Б" ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СПИСКАХ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ
И ДОЛЖНОСТЕЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ
ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ
ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
РАБОТНИКАМ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ ПУНКТА 109
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина О.П. Чирвы вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин О.П. Чирва, являющийся получателем страховой пенсии по старости, оспаривает конституционность:
статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", закрепляющей, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4);
положения статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", согласно которому Совету Министров СССР поручалось издать на основе данного Закона Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий; в Положении должны были быть, в частности, предусмотрены размеры пенсий гражданам, указанным в пунктах "в" и "г" статьи 1 данного Закона, и их семьям;
абзаца второго подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом данного подпункта;
абзаца пятого пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий"), согласно которому в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статье 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют зачету в полном объеме в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой по Списку N 2, периодов обучения в образовательном учреждении профессионального образования и службы в армии по призыву, что приводит к занижению размера страховой пенсии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.П. Чирвой материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
Между тем приложенными к жалобе заявителя материалами не подтверждается применение в его деле статьи 60 Закона СССР "О государственных пенсиях", следовательно, данная жалоба в этой части не может быть признана допустимой. Кроме того, Закон СССР "О государственных пенсиях" утратил силу задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации, поэтому его жалоба в этой части не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
2.2. Части 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", равно как и оспариваемая заявителем норма Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537, принятого им в пределах полномочий, делегированных законодателем (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности стажа на соответствующих видах работ, направлены на наиболее полный учет их интересов, а также сохранение приобретенных ими прав, а потому не могут расцениваться как нарушающие права граждан.
Абзац пятый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, позволяющий при этом учесть работу или другую деятельность, приравниваемую к работе, дающей право на указанные пенсии, но лишь в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, призван обеспечить разумное и обоснованное соотношение названных периодов деятельности застрахованного лица с периодами работы с вредными условиями труда в целях реализации его пенсионных прав на наиболее выгодных условиях, а потому не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов обучения заявителя в образовательном учреждении профессионального образования и службы в армии по призыву в полном объеме, на чем, как следует из материалов жалобы, он настаивает, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чирвы Олега Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН