КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 3175-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
МИХАЙЛОВА ДМИТРИЯ ЛЕОНИДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 15 И 34 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ" И СТАТЕЙ 14 И 29.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Д.Л. Михайлова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Д.Л. Михайлов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
части 10 статьи 15, устанавливающей порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
частей 1 и 3 статьи 34, устанавливающих особенности определения размера страховых пенсий для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлены трудовые пенсии.
Кроме того, заявитель просит проверить конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей данному Федеральному закону):
пункта 1 статьи 14, предусматривающего порядок определения страховой части трудовой пенсии по старости;
пункта 1 статьи 29.1, закрепляющего порядок определения суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости).
Как следует из представленных материалов, заявителю, проживавшему на Украине (в городе Макеевке Донецкой области), с апреля 2010 года была назначена трудовая пенсия по возрасту как работнику ведущих профессий, который был занят на подземных и открытых горных работах. С 29 июля 2014 года он постоянно проживает в Российской Федерации, а с 2015 года является гражданином Российской Федерации. 3 февраля 2015 года заявителю назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Полагая, что размер пенсии был определен неверно и подлежит перерасчету с применением Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Д.Л. Михайлов обратился в суд, предъявив соответствующие исковые требования к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации. Суды общей юрисдикции оставили его требования без удовлетворения, сославшись в том числе на отдельные положения Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Федерального закона "О страховых пенсиях", а также применив пункты 1 и 3 статьи 30, пункт 1 статьи 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 1 (часть 1), 2, 7, 15, 17 - 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой они лишают граждан - пенсионеров, переселившихся в Российскую Федерацию из Донецкой области Украины, права на определение суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при перерасчете пенсии за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года включительно, исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов, и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек, а также на перерасчет и выплату пенсии в сохраненном, более высоком размере, если при перерасчете размер пенсии не достигнет размера, выплачиваемого на Украине по состоянию на 31 декабря 2014 года или на дату установления нового размера пенсии в Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель установил в части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, исходя из размера страховой части трудовой пенсии, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 данной статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении суммы коэффициентов, если они по выбору застрахованного лица не были учтены при исчислении размера страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, положения части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Федерального закона, а потому не могут расцениваться как нарушающие права граждан.
Часть 1 статьи 34 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривая для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, направлена на реализацию данной категорией граждан права на пенсионное обеспечение и не может рассматриваться как нарушающая права заявителя, к ней не относящегося.
По той же причине отсутствуют основания для вывода о нарушении прав Д.Л. Михайлова частью 3 статьи 34 Федерального закона "О страховых пенсиях", которая, закрепляя правило о том, что, если при перерасчете размера трудовой пенсии по старости в соответствии с частью 1 данной статьи размер страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает размера страховой части трудовой пенсии по старости, получаемого пенсионером на день вступления в силу данного Федерального закона (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем более высоком размере, тем самым предусматривает специальную гарантию, не допускающую снижения уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Что касается пункта 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то применение данных норм судом общей юрисдикции в деле с участием заявителя представленными документами не подтверждается, в силу чего данная жалоба и в этой части не может считаться отвечающей требованию допустимости.
Разрешение же вопроса о распространении Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на лиц, в 2014 году переселившихся в Российскую Федерацию из Донецкой области Украины, на чем, как видно из жалобы, настаивает Д.Л. Михайлов, составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Дмитрия Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН