КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 3174-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
НОСКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 32
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.А. Носковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Е.А. Носкова оспаривает конституционность пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающего, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Как следует из представленных материалов, Е.А. Носковой, продолжительность стажа работы которой в районах Крайнего Севера составляет 9 лет 7 месяцев 4 дня, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 13 лет 3 месяца 8 дней, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котласе Архангельской области (межрайонным) было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 13 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 20 сентября 2019 года, заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения названного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации об отказе в назначении страховой пенсии по старости и признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
По мнению Е.А. Носковой, оспариваемое законоположение противоречит статьям 7 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку при подсчете продолжительности требуемого стажа работы женщин, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, оно не предусматривает возможности полного или частичного суммирования периодов работы в однородных неблагоприятных условиях труда (в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях), либо применения правила, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", путем переведения смешанного стажа в стаж работы в районах Крайнего Севера, когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемый пункт 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяющий условия назначения досрочной страховой пенсии по старости для женщин, родивших двух и более детей, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, в том числе закрепляющий продолжительность стажа работы в указанных районах, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
Такое правовое регулирование, закрепленное действующим законодательством при назначении пенсий по данному основанию, в равной мере распространяется на всех женщин, работавших в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, и направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав, а потому само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Разрешение же вопроса о возможности при исчислении продолжительности стажа работы, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости указанной категории граждан, полного или частичного суммирования однородных неблагоприятных условий труда, в частности, когда при недостающем стаже работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (менее сложных климатических условиях), он мог бы быть учтен посредством сложения его со стажем, выработанным в районах Крайнего Севера (более сложных климатических условиях), не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Носковой Екатерины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН