КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2018 г. N 628-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН Д.Г.,
Д.Ю. И Д.Д. НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2
СТАТЬИ 69 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АКТАХ
ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Д.Г., Д.Ю. и Д.Д. к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Д.Г., Д.Ю. и Д.Д. оспаривают конституционность пункта 2 статьи 69 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", определяющего основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.
Как следует из представленных материалов, в 2016 году в отношении супругов Д.Г. и Д.Ю., их совершеннолетнего сына Д.Д. и других детей (несовершеннолетних) органом записи актов гражданского состояния в связи со сменой ими фамилии были произведены записи актов о перемене имени. В повторно выданных свидетельствах о рождении Д.Д. и других детей (несовершеннолетних) были приведены сведения о национальности родителей, указанные на момент регистрации рождения детей.
Решениями районного суда были удовлетворены требования Д.Г. и Д.Ю. об исключении из записи актов о рождении их несовершеннолетних детей сведений о национальности родителей и требования Д.Д. об исключении из записи акта о его рождении сведений о национальности родителей. Однако определениями суда апелляционной инстанции данные решения отменены и приняты новые решения, которыми в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. При этом суд апелляционной инстанции исходил, в частности, из того, что при составлении записей актов о рождении сведения о национальности родителей вносились в соответствии с желанием родителей, и пришел к выводу о том, что не имеется оснований для внесения изменений и исправлений в актовые записи о рождении в графе о национальности родителей. Определениями судьи суда кассационной инстанции в передаче кассационных жалоб на указанные определения суда апелляционной инстанции для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение противоречит статьям 18, 26 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает внесение изменений в записи актов о рождении в части указания или исключения сведений о национальности родителей без доказывания неправильности представленных ранее сведений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена государственная регистрация актов гражданского состояния, в том числе рождения и перемены имени (статья 47). При этом Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" определены органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок государственной регистрации этих актов; порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния в книгах государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книгах); формы актовых книг и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; порядок и сроки хранения актовых книг.
Установленное Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" правовое регулирование, в том числе оспариваемый пункт 2 его статьи 69, направлено на обеспечение публичной достоверности записей актов гражданского состояния. Поэтому отсутствие возможности внесения исправлений и изменений в них в отсутствие установленных данным Федеральным законом оснований и документов, подтверждающих наличие таких оснований, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
При этом в качестве гарантии предусмотренных статьей 26 (часть 1) Конституции Российской Федерации права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность и запрета принуждать к определению и указанию своей национальной принадлежности пункт 1 статьи 22 и часть вторая статьи 23 данного Федерального закона устанавливают, что сведения о национальности вносятся в запись акта о рождении и свидетельство о рождении по желанию заинтересованных лиц, а состав обязательных сведений в свидетельстве о рождении (часть первая статьи 23 данного Федерального закона) не включает сведения о национальности, что по буквальному смыслу соответствующих положений во взаимосвязи с положением части второй этой статьи предполагает учет волеизъявления данных лиц о включении или невключении таких сведений, даже содержащихся в записи акта о рождении, при выдаче свидетельства о рождении как документа, который - в отличие от записи акта о рождении - лицо непосредственно использует в правоотношениях.
С учетом того что, как следует из представленных материалов, в данном конкретном деле заявители ставили вопрос прежде всего о внесении изменений в записи актов о рождении и именно этого их требования касалась аргументация судов и другой стороны административного спора, эти материалы сами по себе не свидетельствуют о том, что положения Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в их системном единстве не обеспечили реализацию требований статьи 26 (часть 1) Конституции Российской Федерации в споре с их участием.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Д.Г., Д.Ю. и Д.Д., поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН