КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2018 г. N 168-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЛЫСОВА
ВИТАЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 3, ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ
СТАТЬИ 28.1, СТАТЬЯМИ 33 И 37 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ
РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС",
А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЯМИ РЯДА ИНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.М. Лысова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Лысов оспаривает конституционность:
частей первой и третьей статьи 3 "Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки", частей первой и второй статьи 28.1 "Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статей 33 "Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение" и 37 "Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение" Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
пункта 6 статьи 3 "Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом" Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
статьи 7 "Право выбора пенсии" Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей";
части 2 статьи 5 "Право на выбор пенсии" Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из представленных материалов, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказали заявителю, с 20 июля 2004 года являющемуся получателем пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в установлении по достижении возраста 57 лет одновременно с данной пенсией также страховой пенсии по старости как лицу, более пяти лет проживавшему на территории зоны проживания с правом на отселение.
Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции.
По мнению заявителя, оспариваемые положения исключают возможность реализации военными пенсионерами права на снижение пенсионного возраста по основаниям, связанным с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения, при назначении в дополнение к пенсии за выслугу лет страховой пенсии по старости, чем допускают умаление их конституционных прав и препятствуют их судебной защите, а потому вступают в противоречие со статьями 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 42, 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
Между тем представленными заявителем копиями судебных постановлений не подтверждается применение в его деле частей первой и третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и части 2 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Следовательно, согласно статье 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба В.М. Лысова в соответствующей части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение (подпункт 6 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О). Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, а также добровольно выехавшим оттуда, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 5 лет в общей сложности (пункты 7 и 11 части первой статьи 13, статьи 33 и 37).
При этом согласно части второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсии по старости указанным лицам могут по их желанию назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение возможности назначения гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по старости на наиболее выгодных для них условиях, а потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Что касается пункта 6 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", то он гарантирует военным пенсионерам, осуществляющим после увольнения с военной службы трудовую или иную аналогичную деятельность, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность при наличии установленных условий получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Следовательно, данная норма направлена на обеспечение реализации социальных прав данной категории граждан и не может расцениваться как ущемляющая их конституционные права.
Разрешение же вопроса о предоставлении военным пенсионерам, проживавшим на территории зон радиоактивного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС, права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" также страховой пенсии по старости, назначенной со снижением пенсионного возраста согласно Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лысова Виталия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН