КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2018 г. N 164-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КУДРИНА ВИКТОРА ГЕОРГИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 30 И 30.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТА 2
СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Г. Кудрина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Г. Кудрин оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему):
пунктов 3 и 4 статьи 30, устанавливающих варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержащих перечень включаемых в нее периодов;
абзаца второго пункта 1 и пункта 2 статьи 30.1, закрепляющих порядок определения суммы валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и порядок исчисления учитываемого в этих целях общего трудового стажа.
Кроме того, заявитель просит проверить конституционность абзаца второго подпункта 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому в общей части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
По мнению заявителя, которому с 7 ноября 2013 года была назначена трудовая пенсия по старости, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 18, 19 (части 1 и 2), 35 (часть 3), 54 (части 2 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность установления пенсии в заниженном размере, определенном без учета периодов обучения до 1991 года в высших учебных заведениях и в аспирантуре, а также безотносительно к уплачиваемым за застрахованное лицо в полном объеме страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Оспариваемые положения были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель предусмотрел в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, что позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления в этих целях продолжительности включаемых в общий трудовой стаж периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность определения расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности, без применения ограничения их продолжительности.
На защиту интересов пенсионеров и обеспечение увеличения размера пенсии посредством валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица направлены также положения абзаца второго пункта 1 и пункта 2 статьи 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Что касается абзаца второго подпункта 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", то предусмотренное им правило установлено законодателем исходя из структуры обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, элементом которой является фиксированная выплата к страховой пенсии, производимая за счет денежных средств, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде солидарной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (абзац девятый статьи 3 и подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Таким образом, оспариваемые заявителем законоположения направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования, а потому не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кудрина Виктора Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН