КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2022 г. N 1995-О
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ НОСОВОЙ ИРИНЫ
ЮРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 7
ЧАСТИ 8 СТАТЬИ 3 И ЧАСТЯМИ 5, 6, 8 И 9 СТАТЬИ 10
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ
НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки И.Ю. Носовой,
установил:
1. Гражданка И.Ю. Носова обратилась с жалобой на нарушение ее конституционных прав следующими положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
пунктом 7 части 8 статьи 3, согласно которому единовременное пособие при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее также - учреждения и органы) не выплачивается гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах, в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в учреждениях и органах;
частями 5, 6, 8 и 9 статьи 10, предусматривающими право граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 данного Федерального закона, на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 статьи 10 этого же Федерального закона, на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, на бесплатное получение путевки в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при направлении на долечивание (реабилитацию) в такую организацию непосредственно после лечения в стационарных условиях, а также на выплату денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и обратно (один раз в год), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, И.Ю. Носова с 1997 года проходила службу в органах внутренних дел, а с сентября 2012 года - службу в органах наркоконтроля. Приказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Московской области (далее также - Управление ФСКН по Московской области) от 25 декабря 2013 года она была уволена со службы по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 142 действовавшего на тот момент Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613; утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2018 года N 208), - по собственному желанию.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года удовлетворены исковые требования заявительницы о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе в прежней должности. Однако апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 октября 2014 года данное решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований И.Ю. Носовой. Вследствие этого приказом Управления ФСКН по Московской области от 23 января 2015 года заявительница, ранее восстановленная на службе во исполнение решения суда первой инстанции, была вновь уволена, на этот раз по основанию, предусмотренному подпунктом 22 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в органах наркоконтроля). Выслуга лет И.Ю. Носовой на момент увольнения составила 20 лет 4 месяца и 22 дня.
В 2018 году И.Ю. Носовой было отказано в оказании медицинской помощи в поликлинике Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области (далее также - ГУ МВД России по Московской области). В ответ на обращение заявительницы с просьбой разъяснить ей причину отказа ГУ МВД России по Московской области, ссылаясь на часть 5 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, указало, что она не имеет права на медицинское обеспечение, поскольку была уволена со службы в связи с отменой решения суда о восстановлении на службе.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 7 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2021 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 года, отказано в удовлетворении требований И.Ю. Носовой о признании за ней права на предоставление социальных гарантий, предусмотренных частями 5, 6, 8 и 9 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. При этом суды, ссылаясь в том числе на оспариваемые заявительницей законоположения, пришли к выводу о том, что основание, по которому она была уволена, исключает ее из категории лиц, имеющих право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение в медицинских (санаторно-курортных) организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным законом.
В передаче кассационной жалобы И.Ю. Носовой для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2021 года, оснований не согласиться с которым не усмотрел и заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, о чем заявительница была уведомлена письмом от 28 апреля 2022 года.
По мнению И.Ю. Носовой, оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 39 (часть 1) и 55, поскольку лишают граждан Российской Федерации, которые в период прохождения службы в органах наркоконтроля добросовестно исполняли служебные обязанности, были уволены со службы не за виновные действия, а в связи с отменой решения суда о восстановлении на службе и имеют при этом стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), права на получение социальных гарантий, предусмотренных частями 5, 6, 8 и 9 статьи 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Жалоба И.Ю. Носовой поступила в Конституционный Суд Российской Федерации 7 июня 2022 года и в соответствии с частью первой статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" с 11 июля 2022 года находилась на стадии предварительного изучения, во время которого от представителя заявительницы - адвоката В.В. Новикова, а затем и от самой заявительницы в Конституционный Суд Российской Федерации поступили обращения об отзыве данной жалобы и прекращении производства по ней (заявления от 8 августа и от 9 августа 2022 года соответственно) с приложением копий документов, подтверждающих предоставление И.Ю. Носовой права на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях системы МВД России.
Согласно статье 44 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем по делам, рассматриваемым с проведением слушания, не позднее чем за десять дней до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а по делам, рассматриваемым без проведения слушания, - в течение месяца со дня принятия обращения к рассмотрению; в случае отзыва обращения с соблюдением указанных требований производство по делу прекращается.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 44, частью шестой статьи 71 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Прекратить производство по жалобе гражданки Носовой Ирины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 части 8 статьи 3 и частями 5, 6, 8 и 9 статьи 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Настоящее Определение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН