КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2019 г. N 1951-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АНТОНОВА ПАВЛА ИЛЬИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПУНКТОМ 3 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина П.И. Антонова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин П.И. Антонов оспаривает конституционность пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающего, что инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как следует из представленных материалов, заявитель, являясь инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы и связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, с июля 2012 года получал государственную пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". С 31 октября 2015 года П.И. Антонову, достигшему возраста 50 лет, по его заявлению была установлена страховая пенсия по старости как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 годах. Признав назначение пенсии ошибочным, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации прекратил ее выплату с октября 2017 года. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судами, заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований о восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда на том основании, что он как не достигший 55-летнего возраста не относится к числу лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Оспариваемая норма, обусловливая - в отличие от ранее действовавшего регулирования - возможность назначения инвалидам-чернобыльцам в дополнение к государственной пенсии по инвалидности досрочной страховой пенсии по старости достижением ими возраста 55 лет, нарушает его право на социальное обеспечение и не соответствует статьям 7 и 39 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает назначение пенсий инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих и приравненных к ним в сфере пенсионного обеспечения категорий граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости, закрепленная пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оспариваемое положение статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяя условия назначения страховой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, устанавливает для указанных лиц льготный порядок реализации права на пенсионное обеспечение (назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) и направлено на их повышенную социальную защиту, что не может рассматриваться как нарушающее права граждан, в том числе заявителя.
Вопреки утверждению П.И. Антонова, оспариваемая им норма не изменила ранее закреплявшиеся в подпункте 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возрастные цензы для назначения пенсии инвалидам вследствие военной травмы.
Разрешение же вопроса о назначении мужчинам из числа инвалидов-чернобыльцев страховой пенсии по старости до достижения 55 лет требует внесения изменений в правовое регулирование и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Антонова Павла Ильича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН