КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 1596-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АКЦИОНЕРНОГО
ОБЩЕСТВА "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 16 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТОМ 12 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 75 ФЕДЕРАЛЬНОГО
КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Авиакомпания "Россия" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Авиакомпания "Россия" оспаривает конституционность следующих законоположений:
статьи 16 ГК Российской Федерации, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
пункта 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которому в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержится порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
Как следует из представленных материалов, АО "Авиакомпания "Россия" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, в качестве которого истец указывал публично-правовые платежи, излишне перечисленные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на основании положений Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, которым была придана обратная сила частью 2 статьи 2 данного Федерального закона, впоследствии признанной не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П.
Решением арбитражного суда в удовлетворении данного искового заявления было отказано. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции это решение было отменено и вынесено новое решение - о взыскании с Российской Федерации убытков в размере 92 943 645 рублей. Арбитражный суд кассационной инстанции своим постановлением отменил постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и оставил без изменения решение арбитражного суда первой инстанции. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации было отказано в передаче кассационной жалобы заявителя на вынесенные по этому делу судебные акты арбитражных судов первой и кассационной инстанций для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, статья 16 ГК Российской Федерации не соответствует статьям 19 (части 1 и 2) и 53 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет рассматривать в качестве возмещаемых убытков суммы публично-правовых платежей, внесенные на основании закона, признанного впоследствии не соответствующим Конституции Российской Федерации, а пункт 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" противоречит статьям 15 (часть 1) и 53 Конституции Российской Федерации, поскольку предусмотренные им полномочия Конституционного Суда Российской Федерации позволяют устанавливать такой порядок исполнения выносимых им решений, который запрещает применение конституционных норм прямого действия и высшей юридической силы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" была признана неконституционной в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придавало обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.
В этом Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации на основании предоставленного ему пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правомочия определил порядок его исполнения, которым, в частности, в целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан, исключил возможность возврата, зачета в счет будущих платежей сумм взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год, уплаченных или взысканных с учетом части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, а также возможность пересмотра в связи принятием данного Постановления вступивших в законную силу и исполненных полностью решений о взыскании данных взносов и судебных актов, которыми такие решения признаны законными.
В дальнейшем в Определении от 8 декабря 2015 года N 2737-О-Р, принятом по ходатайству Министерства финансов Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления от 17 июня 2013 года N 13-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленный в данном Постановлении порядок его исполнения не отличается от общего порядка, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", с учетом правовых позиций, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 243-О, от 5 февраля 2004 года N 78-О и др., и не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписания части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, поскольку соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании, т.е. противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу данного Постановления) отсутствовала.
Положения статьи 16 ГК Российской Федерации, регламентирующие вопросы возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, направлены на защиту прав потерпевших в деликтных обязательствах и тем самым - на реализацию требований статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Что касается защиты и восстановления прав лица, в деле которого судом был применен нормативный акт, чьи положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, то они осуществляются в специальном порядке, предусмотренном положениями статей 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", путем пересмотра вынесенных правоприменительных решений. При этом пересмотру на основании соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации подлежат, по общему правилу, решения по делам граждан или объединений граждан (организаций), обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации, а также могут подлежать неисполненные решения, вынесенные до вступления в силу этого постановления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 243-О, от 5 февраля 2004 года N 78-О и др.).
Таким образом, статья 16 ГК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Что касается поставленного в жалобе вопроса о противоречии Конституции Российской Федерации пункта 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то положения статьи 79 и части второй статьи 100 указанного Федерального конституционного закона, предусматривающие правовые последствия вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу, в том числе пересмотр решений судов, основанных на актах или отдельных их положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, сами по себе не определяют порядок восстановления нарушенного неконституционной нормой права и не устанавливают круг лиц, решения по делам с участием которых подлежат пересмотру на основании соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В зависимости от характера регулируемых правоотношений это может по-разному решаться законодателем либо Конституционным Судом Российской Федерации, что согласуется с целью обеспечения баланса конституционно значимых интересов и недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, пункт 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", предусматривающий правомочие Конституционного Суда Российской Федерации определять в том числе порядок, сроки и особенности исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, направлен на защиту прав граждан и их объединений и конституционного правопорядка, а потому права заявителя также не нарушает.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Авиакомпания "Россия", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН