ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2019 г. N 51-КА19-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Князева Александра Александровича на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Князева А.А. к Отделению (территориальному, г. Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику Отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности по восстановлению на таком учете, обеспечению жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Князева А.А. - Кожа Н.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Савельевой О.Г., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 24 июля 2018 года старший прапорщик Князев А.А. (состав семьи: супруга Князева О.В., дети Князев З.А., Князева А.А.) снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Князев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения, возложении на ФГКУ "Центррегионжилье" (отделение территориальное, г. Барнаул) обязанности восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обеспечить его жилищной субсидией во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (первый контракт заключен - 4 июня 1993 года), и при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе подлежит обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. На сегодняшний день он и члены его семьи (супруга и двое детей) проживают в служебном жилом помещении, предоставленном на период прохождения военной службы, жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма не имеют. Поскольку он в установленном порядке признан нуждающимся в обеспечении жильем в избранном месте жительства, то имеет право быть обеспеченным жилищной субсидией с учетом площади жилого помещения, приобретенного на денежные средства ранее выданного государственного жилищного сертификата. Полагал, что имеет право возвратить средства государственного жилищного сертификата, выданного ему главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации на него и его бывшую супругу, в целях предотвращения сверхнормативного жилищного обеспечения.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 февраля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Определением судьи Алтайского краевого суда от 30 апреля 2019 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной Князевым А.А. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 18 сентября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о существенном нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления и признавая законным указанное решение, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательство возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению жилья только один раз за все время военной службы. Князеву А.А. на семью из двух человек (он и супруга) в целях обеспечения жильем был выдан государственный жилищный сертификат, на средства которого ими было приобретено жилье, впоследствии отчужденное на основании договора купли-продажи. Поскольку возврат средств государственного жилищного сертификата после его реализации не предусмотрен законом, правовых оснований для нахождения административного истца на жилищном учете и оснований для предоставления ему жилищной субсидии не имеется.
Судебная коллегия с такой позицией судов согласиться не может, поскольку она основана на неправильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Князев А.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, первый контракт с Министерством обороны Российской Федерации заключен им 4 июня 1993 года, т.е. до 1 января 1998 года.
В связи с увольнением 17 октября 2001 года в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями Князевым А.А. на состав семьи из двух человек 24 апреля 2002 года получен государственный жилищный сертификат серии < ... > по категории отселение из закрытого военного городка на сумму 320 000 руб. С использованием государственного жилищного сертификата 2 июля 2002 года Князевым А.А. приобретен в долевую собственность с супругой в равных долях жилой дом; на основании договора купли-продажи от 17 июля 2002 года указанный жилой дом отчужден. По утверждению административного истца полученные денежные средства он разделил с бывшей супругой, брак с которой расторгнут 17 сентября 2002 года.
7 июня 2003 года Князев А.А. заключил новый брак, от которого имеются двое несовершеннолетних детей.
С 28 августа 2003 года Князев А.А. возобновил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем на период прохождения военной службы ему с семьей предоставлена служебная квартира, о чем с ним заключен договор найма служебного жилого помещения от 23 июля 2009 года.
В период прохождения военной службы решением начальника отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от 26 февраля 2018 года Князев А.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по учетной категории "очередник по избранному месту жительства - г. Барнаул" составом семьи 4 человека с 29 января 2018 года.
Приказом командующего 41 общевойсковой армией по личному составу от 11 мая 2018 года N 32 Князев А.А. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; на момент увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 25 лет 1 месяц (календарная).
Решением начальника отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от 24 июля 2018 года Князев А.А. с семьей сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основанием для снятия с учета послужило обеспечение в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Князева А.А. и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата, что не было учтено при постановке военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Согласно оспариваемому решению Князев А.А. не может быть повторно обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета по линии Министерства обороны Российской Федерации, в том числе посредством получения жилищной субсидии, поскольку в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим один раз.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 этого Федерального закона, согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый). Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона (абзац третий).
Исходя из положений пункта 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила учета).
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в том числе по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно подпунктам "а", "з", "и" пункта 7 Правил учета основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади, проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади либо избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Из приказа об увольнении от 11 мая 2018 года N 32 следует, что Князев А.А. жилым помещением по нормам жилищного законодательства (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) не обеспечен; увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно рапорту Князева А.А. он просит уволить его после обеспечения жилищной субсидией для приобретения жилья.
Данных о том, что на момент принятия оспариваемого решения административный истец с семьей имели в собственности либо на другом праве какие-либо жилые помещения для постоянного проживания, не имеется, не представлено соответствующих доказательств и административным ответчиком.
Поскольку на момент увольнения с военной службы Князев А.А. не был обеспечен жильем, законные основания для снятия его с семьей с учета нуждающихся в жилых помещениях отсутствовали.
Пунктом 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 16 указанной статьи при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 данной статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 названного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (абзац первый).
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации (абзац второй). Во исполнение данного предписания закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Абзацем четвертым пункта 4 Правил расчета субсидии установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 данных правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, Правительство Российской Федерации предусмотрело для военнослужащих и членов их семей, претендующих на получение жилищной субсидии, возможность реализовать указанную социальную гарантию, в том числе и с учетом их обеспеченности жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности.
Вышеприведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья влечет необходимость его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом о статусе военнослужащих.
Кроме того, согласно пункту 18 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 351 (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов), действовавшему в период предоставления Князеву А.А. государственного жилищного сертификата, последующие изменения жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью сертификатов, осуществляются на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ухудшение Князевым А.А. своих жилищных условий путем отчуждения жилого дома, приобретенного на средства государственного жилищного сертификата, как следует из приведенных выше норм, не лишает его права на повторное обеспечение жилым помещением с учетом ранее приобретенного им на средства указанного сертификата жилья, которым он распорядился по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали законные основания для снятия Князева А.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем у суда имелись основания для признания оспариваемого решения ФГКУ "Центррегионжилье" (отделение территориальное, г. Барнаул) N 26/165 от 24 июля 2018 года незаконным и его отмены.
Однако судебными инстанциями приведенные выше нормы материального права и обстоятельства учтены не были.
В связи с этим состоявшиеся по делу решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 февраля 2019 года не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, однако допущена ошибка в применении норм материального права к имеющим место обстоятельствам по делу, Судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований Князева А.А.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 февраля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение начальника отделения (территориального, г. Барнаул) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 26/165 от 24 июля 2018 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания Князева А.А. и членов его семьи Князевой О.В., Князева З.А., Князевой А.А.
Возложить на ФГКУ "Центррегионжилье" (отделение территориальное, г. Барнаул) обязанность восстановить Князева А.А. и членов его семьи Князеву О.В., Князева З.А., Князеву А.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.