ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2020 г. N 51-КА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Палкина Евгения Валерьевича на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2019 года по административному делу N 2а-176/2019 по административному исковому заявлению Палкина Е.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), заместителю начальника ФГКУ "Центррегионжилье" об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся и обеспечить жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Кожа Н.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением ФГКУ "Центррегионжилье" от 31 июля 2018 года N 11 Палкин Е.В снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, указано, что полученное ранее жилое помещение в установленном порядке не сдал, распорядился этим жилым помещением по своему усмотрению, добровольно выехал из выделенного ему жилья, оставив свою часть жилого помещения бывшим членам семьи, препятствия к возвращению и проживанию в вышеуказанном жилом помещении после увольнения с военной службы отсутствовали. Разъяснено, что последующее обеспечение Палкина Е.В. жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа местного самоуправления по его месту жительства (избранному месту жительства после увольнения в запас), а не Министерством обороны Российской Федерации.
Палкин Е.В., досрочно уволенный с военной службы в запас, обратился в суд административным исковым заявлением к ФГКУ "Центррегионжилье" о признании незаконным приведенного решения, просил возложить на учреждение обязанность восстановить на учете нуждающихся в получении жилых помещений в составе 1 человека с 17 декабря 2012 года и обеспечить жилым помещением, считая, что в качестве основания принятия такого решения неправомерно признали отсутствие документов, подтверждающих сдачу ранее предоставленного ему по месту службы жилого помещения, а также то обстоятельство, что он распорядился этим жилым помещением со ссылкой на решение суда о признании утратившим право пользования этим жилым помещением.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Определением судьи Алтайского краевого суда от 17 июня 2019 года Палкину Е.В. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 16 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Палкиным Е.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду неправильного применения норм материального права и принятии решения об удовлетворении заявленных требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что по настоящему делу такого рода нарушения допущены.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что решение о снятии Палкина Е.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях является законным, поскольку административный истец был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы, распорядился им, и не имеет возможности сдать его в установленном порядке, в связи с чем не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и повторно обеспечен жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый).
Исходя из положений пункта 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14 статьи 15).
Как следует из материалов дела, на основании ордера КЭЧ от 2 июля 2001 года N 487 военнослужащему Палкину Е.В. на состав семьи 3 человека и членам его семьи (супруге Палкиной О.А., сыну Палкину К.Е.) было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, расположенное по адресу: < ... > , на основании решения жилищной комиссии войсковой части от 25 мая 2001 года.
30 сентября 2008 года администрацией городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края с Палкиным Е.В. был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение общей площадью 54,2 кв. м, в качестве членов семьи в договор включены супруга Палкина О.А., дети Палкин К.Е., < ... > года рождения, Палкин Е.Е., < ... > года рождения, то есть размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи составил менее учетной нормы в размере 13,6 кв. м на одного человека, установленной постановлением Совета депутатов ЗАТО Сибирский Алтайского края от 31 марта 2005 года N 3/16.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 6 марта 2013 года N 456 Палкин Е.В., состав семьи 4 человека, принят с 17 декабря 2012 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данное решение не отменено, незаконным не признано.
21 октября 2014 года брак между Палкиным Е.В. и Палкиной О.А. прекращен.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 26 июля 2016 года N 474 полковник Палкин Е.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с лишением допуска к государственной тайне (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), имеет выслугу лет в календарном исчислении 26 лет 11 месяцев, в льготном - 29 лет 3 месяца, жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Алтайского края по городу Новоалтайску.
На основании вступившего в законную силу решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 сентября 2016 года об удовлетворении иска бывшей супруги о признании Палкина Е.В. утратившим право пользования жилым помещением - квартирой N < ... > , < ... > края, административный истец 28 октября 2016 года снят с регистрационного учета по указанному месту жительства.
Решением врио начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от 13 июля 2017 года N 26/162 в соответствии с заявлением Палкина Е.В. бывшая супруга с двумя детьми сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с расторжением брака и отсутствием совместного проживания. Палкин Е.В. оставлен на учете с составом семьи 1 человек.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обеспечение гражданина общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
В пункте 1 названной Инструкции приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма. Предоставление справки о сдаче ранее полученного жилого помещения не предусмотрено данным перечнем.
Непредоставление такой справки не предусмотрено и в перечне оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, установленных пунктом 10 названной Инструкции.
В пункте 17 Инструкции указано, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по установленному образцу.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность сдать ранее предоставленное жилье возникает у военнослужащего, в том числе находящегося в отставке, при предоставлении ему жилого помещения при условии, что жилое помещение предоставляется всем, проживающим в ранее предоставленном жилом помещении.
Между тем Палкин Е.В. состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с 2017 года один в связи с прекращением семейных отношений и оставления ранее предоставленной квартиры бывшим членам семьи.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения о снятии с учета нуждающихся в жилищных помещениях Палкин Е.В. не был обеспечен жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства, право военнослужащего состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях не ставится в зависимость от наличия возможности сдать ранее предоставленное жилое помещение, у судебных инстанций отсутствовали правовые основания для признания такого решения законным.
Ссылка административного ответчика на признание Палкина Е.В. утратившим право на жилое помещение в ранее предоставленной квартире судебным решением, содержащим вывод о добровольном освобождении им этого жилого помещения, несостоятельна, не имеет правового значения для решения вопроса о праве административного истца на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации и данное обстоятельство не могло повлечь снятие административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из приказов командира войсковой части, административный истец в период с 16 февраля 2009 года по июль 2016 года проходил военную службу в войсковой части, расположенной в другом субъекте Российской Федерации, сведения о том, что Палкин Е.В. стоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту службы (в Кировской области) или в иных регионах, в материалах дела отсутствуют, уволен с военной службы с условием оставления его на учете нуждающихся в жилых помещениях, для постановки на воинский учет именно в г. Новоалтайске Алтайского края.
Между тем данные обстоятельства судом первой инстанции не были приняты во внимание при разрешении заявленных требований.
Административным ответчиком не оспаривается правомерность постановки Палкина Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях с 2012 года ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы на каждого члена семьи, следовательно, нуждаемость Палкина Е.В. в жилом помещении по этому основанию сохраняется и в настоящее время, а невозможность по объективным причинам освободить ранее предоставленное жилье, в котором на момент возникновения спорных отношений проживали бывшая супруга Палкина О.А., их сыновья и ее ребенок Шнайдмиллер В.С., рожденный в 2015 году после расторжения брака, по смыслу приведенных выше правовых норм и положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающих определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной площади имеющихся жилых помещений, также не свидетельствуют об отсутствии у Палкина Е.В. права на жилое помещение, предоставляемое в соответствии с Законом о статусе военнослужащих, должны учитываться при обеспечении его жильем, площадь которого определяется с учетом ранее полученного жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, выводы административного ответчика об утрате Палкиным Е.В. оснований, дающих ему право на получение жилого помещения, не основаны на нормах действующего законодательства, оспариваемое решение от 31 июля 2018 года о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях препятствует реализации Палкиным Е.В. права на обеспечение жилым помещением после увольнения с военной службы, следовательно, состоявшиеся по делу судебные акты о законности этого решения являются неправильными.
В соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3).
При рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав Палкина Е.В., что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов по настоящему административному делу.
Судебная коллегия, установив правомерность требований административного истца, считает возможным, отменив обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Палкина Евгения Валерьевича удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2018 года N 11 "О снятии Палкина с учета нуждающихся в получении жилых помещений".
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации восстановить Палкина Евгения Валерьевича на учете нуждающихся в получении жилых помещений в составе 1 человека с 17 декабря 2012 года и обеспечить его жилым помещением.