ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2018 г. N 44-АПГ17-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края на решение Пермского краевого суда от 12 сентября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснение представителя административного истца главы Козьмодемьянского сельского поселения Югова Н.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Закон Пермского края от 22 декабря 2014 года N 461-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" (далее - Закон края от 22 декабря 2014 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 декабря 2014 года, "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 51, 29 декабря 2014 года) закрепляет за сельскими поселениями Пермского края вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений.
В частности, пунктом 1 статьи 2 названного регионального закона организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, как вопросы местного значения, закреплены за сельскими поселениями Пермского края.
Администрация муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы Закона края от 22 декабря 2014 года недействующей, ссылаясь на ее противоречие федеральному законодательству.
По мнению административного истца, в оспариваемой части региональный закон не отвечает требованиям исполнимости, что может повлечь нарушение прав и законных интересов жителей сельского поселения.
Решением Пермского краевого суда от 12 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением и толкованием норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и Законодательным Собранием Пермского края поданы возражения о законности судебного решения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Закон края от 22 декабря 2014 года принят уполномоченным органом с соблюдением установленной формы, процедуры и порядка введения его в действие, оспариваемое правовое предписание не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Позиция суда основана на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон N 131-ФЗ.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).
Статья 14 Федерального закона N 131-ФЗ о вопросах местного значения городского и сельского поселения, в пунктах 1 - 39 части 1 содержит перечень таковых для городского поселения, а частью 3 к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 названной статьи.
Одновременно федеральный законодатель в этой же части 3 предоставил право субъектам Российской Федерации законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплять также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 упомянутого закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Именно этот вопрос местного значения закреплен оспариваемой нормой регионального закона за сельскими поселениями края, который и Уставом муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края, принятым решением Совета депутатов названного сельского поселения от 22 ноября 2005 года N 1/2 (в редакции решения Совета депутатов от 22 сентября 2016 года N 1/39), отнесен к вопросам местного значения Козьмодемьянского сельского поселения (пункт 4 статьи 6).
Признавая заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции, проанализировав положения части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", правомерно констатировал, что перечисленные федеральные нормы действительно предусматривают осуществление полномочий по обеспечению газо-, тепло-, водоснабжение населения и водоотведение органами местного самоуправления муниципальных районов, но только в том случае, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд правомерно не усмотрел противоречие пункта 1 статьи 2 Закона края от 22 декабря 2014 года федеральному законодательству и нарушение прав сельских поселений, в бюджет которых согласно статье 7.1 Закона Пермского края от 12 октября 2007 года N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" (в редакции Закона края от 22 декабря 2014 года) зачисляются налоговые доходы от взимаемых на территориях сельских поселений налога на доходы физических лиц - по нормативу 8 процентов, от единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 20 процентов, являющихся федеральными налогами, подлежащими зачислению в бюджеты муниципальных районов, как это предусмотрено частью 4 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно отклонил довод о противоречии оспариваемого положения регионального закона требованиям части 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающим обязанность органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Приведенная федеральная норма регулирует исключительно вопросы обеспечения качества питьевой воды в том числе органами местного самоуправления независимо от вида муниципального образования и не содержит запрет закреплять за сельским поселением иных вопросов местного значения, указанных в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании предписаний материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, фактически сводятся к недостаточности бюджетных средств и отсутствию иных материальных ресурсов для решения дополнительно закрепленных вопросов местного значения, что не имеет правового значения и не свидетельствует о несоответствии оспариваемого положения требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и не влекут отмену судебного акта.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 12 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края - без удовлетворения.