ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-114
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гостиничный комплекс "МИР" о признании недействующим пункта 4506 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 16 июня 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ООО "Гостиничный комплекс "МИР" Дорохиной Е.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП (далее - постановление Правительства Москвы N 789) внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП. Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 г. Постановление N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, 30 декабря 2016 г.
Под пунктом 4506 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 789-ПП включено здание с кадастровым номером 77:01:0004028:4600, расположенное по адресу: г. Москва, Большой Девятинский переулок, дом 9 (далее - здание).
Общество с ограниченной ответственностью "Гостиничный комплекс "МИР" (далее - ООО "ГК "МИР"), являясь собственником указанного здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в части включения в Перечень на 2017 год пункта 4506 в редакции постановления Правительства Москвы N 789-ПП, ссылаясь на то, что указанное здание не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 16 июня 2017 г. административное исковое заявление ООО "ГК "МИР" удовлетворено.
Пункт 4506 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы N 789-ПП признан недействующим с 1 января 2017 г.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции и вынести решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "ГК "МИР", ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает на то, что суд не дал надлежащей оценки сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы и ООО "ГК "МИР" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно признал, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона города Москвы N 64 на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64). К таким объектам также отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64).
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ).
Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 15663,2 кв. м с кадастровым номером 77:01:0004028:4600, которое находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004028:111 площадью 44608 кв. м предоставленном открытому акционерному обществу "ОЛИМП" (далее - ОАО "ОЛИМП") на условиях долгосрочной аренды. Указанный земельный участок расположен по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, владение 36, строение 1 и владение 34, корпус 2, строение 3; г. Москва, Большой Девятинский пер., владение 9, стр. 1, 2. В соответствии с дополнительными соглашениями от 24 декабря 2002 г. и 28 февраля 2007 г. к договору аренды вышеуказанного земельного участка заключенными между Московским земельным комитетом и ОАО "ОЛИМП", земельный участок предоставлен арендатору "для эксплуатации существующих административных зданий на земельном участке площадью 3,8808 га и для проектирования и строительства до конца 2006 г. многофункционального комплекса зданий с подземно-наземными автостоянками на земельном участке площадью 0,58 га" (л.д. 35 том 1).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004028:111 не соответствует кодам 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Суд правомерно указал, что здание, принадлежащее ООО "ГК "МИР", не является административным зданием и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а установленный вид разрешенного использования указанного земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на нем возможно расположение офисных зданий административного назначения.
Кроме того судом установлено, что постановлением Правительства Москвы N 763-ПП от 17 сентября 2002 г. "О строительстве многофункционального комплекса зданий с подземно-наземными автостоянками по адресу: ул. Новый Арбат, вл. 36/9 (в редакции постановлений Правительства Москвы от 05 апреля 2005 г. N 179-ПП, от 21 октября 2008 г. N 980-ПП, от 28 апреля 2009 г. N 365-ПП) предусматривался снос здания, в котором ранее размещалась гостиница "МИР", со строительством на его месте многофункционального комплекса зданий (пункт 1.3). Согласно указанному постановлению здание подлежало сносу до 2009 г. (в редакции постановления Правительства Москвы от 05 апреля 2005 г. N 179-ПП).
Во исполнение постановления Правительства Москвы N 763-ПП от 17 сентября 2002 г. (в редакции постановлений Правительства Москвы от 05 апреля 2005 г. N 179-ПП, от 21 октября 2008 г. N 980-ПП, от 28 апреля 2009 г. N 365-ПП) проведен необходимый комплекс организационных мероприятий по сокращению штата работников, отчуждению имущества, расторжению договоров аренды и размещению объявлений в прессе о прекращении деятельности гостиницы "МИР".
Приказом от 03 апреля 2009 г. генерального директора ООО "ГК "МИР" во исполнение того же постановления Правительства Москвы была создана комиссия по осмотру и выбытию объекта основных средств. На основании указанного приказа комиссией 04 апреля 2009 г. был произведен осмотр здания и составлен акт, согласно которому инженерные коммуникации здания отключены от городских сетей, рабочие места в здании освобождены и ликвидированы, каких-либо деталей, узлов и агрегатов, пригодных для использования, а также пригодных материалов, не установлено, в здании отсутствуют окна, двери, батареи, частично разобраны стены.
Указанные обстоятельства также подтверждаются и актом обследования фактического использования здания Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 23 мая 2016 г. N 9010209/ОФИ, согласно которому 100% общей площади здания и нежилые помещения не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание, что нежилое здание, являющееся зданием бывшей гостиницы "МИР", начиная с 4 апреля 2009 г. не эксплуатируется, находится в полуразрушенном состоянии, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оно не является административным зданием по своему техническому назначению, не использовалось в целях делового, административного или коммерческого назначения и не отвечает признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база должна быть определена исходя из кадастровой стоимости, следовательно не подлежало включению в Перечень на 2017 год.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции правомерно применил норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня вступления его в силу.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 16 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.