ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2018 г. N 25-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Агекян Айкануш Грайровны о признании не действующим в части решения Совета муниципального образования "Тамбовский сельсовет" Харабалинского района Астраханской области от 11 декабря 2015 г. N 66 "Об установлении базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Тамбовский сельсовет"
по апелляционной жалобе Агекян Айкануш Грайровны на решение Астраханского областного суда от 5 октября 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашьян К.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Агекян А.Г. обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета муниципального образования "Тамбовский сельсовет" Харабалинского района Астраханской области (далее также - МО "Тамбовский сельсовет") от 11 декабря 2015 г. N 66 "Об установлении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Тамбовский сельсовет" (далее также - Решение N 66) в части установления базовой ставки арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения объектов торговли, в размере 4,5% (пункт 5 приложения N 1).
Требования мотивировала тем, что является арендатором земельного участка, расположенного в с. Тамбовка Харабалинского района Астраханской области. Считает, что Решение N 66 в оспариваемой части не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее также - Постановление N 582), а именно принципу экономической обоснованности. По мнению административного истца, на момент утверждения базовых ставок арендной платы оспариваемым нормативным правовым актом анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводился. Указывает, что Решение N 66 не было опубликовано в установленном законом порядке, в результате его применения размер арендной платы существенно и необоснованно увеличился.
Решением Астраханского областного суда от 5 октября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Агекян А.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что при подготовке Решения N 66 многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, а также уровень доходности, определение доли арендных платежей в совокупных затратах арендаторов не проводились, влияние размера арендной платы на рентабельность и фактическую возможность по ее внесению с учетом увеличения не изучалось. Не соглашается с выводами суда о том, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Советом муниципального образования "Тамбовский сельсовет" Харабалинского района Астраханской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 г. N 284-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее также - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Решения N 66, годовой размер арендной платы за земельный участок, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2, 2.3, 2.4, 2.7 Порядка, определяется как произведение ставки арендной платы за земельный участок, выраженной в процентах (С), и кадастровой стоимости земельного участка (КС); ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, определяются в соответствии с приложением к Порядку; ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками.
В соответствии с предоставленными полномочиями Советом муниципального образования "Тамбовский сельсовет" Харабалинского района Астраханской области 11 декабря 2015 г. принято решение N 66 "Об установлении базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Тамбовский сельсовет".
Приложением N 1 к Решению N 66 утверждены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Тамбовский сельсовет", в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения объектов торговли, - 4,5%.
Как следует из материалов дела, Агекян А.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером < ... > , расположенного в границах муниципального образования "Тамбовский сельсовет". С применением новых базовых ставок арендной платы за пользование земельными участками для нее увеличился размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении N 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Имеющееся в материалах дела экономическое обоснование к проекту Решения N 66 содержит исследование сегмента рынка, анализ рыночной информации по сделкам и предложениям по аренде, тенденций, характеризующих экономику муниципального образования, а также экономической эффективности и последствий принятия экономически обоснованных базовых ставок. При расчете базовых ставок применены различные методы, в том числе сравнительный, по которому проводилась оценка анализа ставок по результатам торгов. Расчет базовых ставок приведен с учетом местоположения земельных участков, по видам функционального использования в их соответствии видам разрешенного использования, с учетом экологических и природных условий, а также экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Установив данные обстоятельства и сопоставив Решение N 66 с перечисленными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что финансово-экономическое обоснование к проекту Решения N 66 содержит многофакторный анализ, подтверждающий необходимость корректировки арендной платы, уплачиваемой за пользование названными земельными участками, в соответствии с уровнем их доходности, а содержащиеся в приложении N 1 базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Тамбовский сельсовет", не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. При принятии оспариваемого нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления соблюдены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения доводы ответчика об отсутствии финансово-экономического обоснования на момент принятия Решения N 66 и о составлении его после обращения административного истца в суд. Отклоняя указанные доводы, суд обоснованно руководствовался показаниями допрошенных в качестве свидетелей членов комиссии по разработке финансово-экономических обоснований базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Тамбовский сельсовет", созданной на основании постановления администрации муниципального образования "Тамбовский сельсовет" от 10 ноября 2015 г. N 144-П, и депутатов представительного органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый акт.
Судебная коллегия соглашается с оценкой обстоятельств опубликования оспариваемого решения в печатном средстве массовой информации МО "Тамбовский сельсовет" "Тамбовский курьер", обнародования путем размещения на информационных стендах в библиотеке муниципального образования и в здании администрации муниципального образования, на официальном сайте муниципального образования "Тамбовский сельсовет", установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Доводы жалобы о неправильном описании в решении требований административного истца в части даты, с которой нормативный правовой акт просили признать не действующим, подлежат отклонению, поскольку административный иск оставлен без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
С учетом изложенного Судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Астраханского областного суда от 5 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Агекян Айкануш Грайровны - без удовлетворения.