ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. N 18-АПГ17-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Краснодарский ЗИП" на решение Краснодарского краевого суда от 27 июня 2017 года, которым в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества "Краснодарский ЗИП" об оспаривании пунктов 38095, 38096 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, на 2017 год как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей ОАО "Краснодарский ЗИП" Веревкина И.В. и Лысова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
23 декабря 2016 года департаментом имущественных отношений Краснодарского края издан приказ N 2745. Данным приказом на 2017 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 38095 указанного перечня налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0301001:1221, расположенного по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица Зиповская, 5.
Согласно пункту 38096 указанного перечня налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0301001:1224, расположенного по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица Зиповская, 5.
Открытое акционерное общество "Краснодарский ЗИП" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия пунктов 38095, 38096 вышеназванного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
По мнению административного истца, данные объекты капитального строительства не относятся к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных зданий в названный перечень объектов недвижимого имущества возлагает на акционерное общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 июня 2017 года в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества "Краснодарский ЗИП" отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Краснодарский ЗИП" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлены письменные возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Краснодарский ЗИП" о признании недействующим пункта 38096 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что на дату формирования перечня согласно техническому паспорту объект капитального строительства с кадастровым номером 23:43:0301001:1221 расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административно-производственных зданий и сооружений; объект капитального строительства с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения производственных объектов, и на момент формирования вышеуказанного перечня названные объекты капитального строительства имели наименования "кафе-кондитерская" и "продовольственный магазин-кафе", соответственно. Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что наименование "кафе-кондитерская" и "продовольственный магазин-кафе" относятся к объектам общественного питания, таким образом, указанные объекты капитального строительства соответствуют критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласна в части признания пункта 38096 соответствующим критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту сведения о здании с кадастровым номером 23:43:0301001:1221 были внесены в государственный кадастр недвижимости 9 августа 2013 года с назначением - нежилое здание, с наименованием - "кафе-кондитерская"; сведения о здании с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 внесены в государственный кадастр недвижимости 9 августа 2013 года с назначением - нежилое здание, с наименованием - "продовольственный магазин-кафе".
По заявлениям о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от 8 февраля 2017 года и представленным техническим паспортам наименования зданий с кадастровыми номерами 23:43:0301001:1221 и 23:43:0301001:1224 были изменены 22 февраля 2017 года на "склад" для каждого, соответственно.
Таким образом, открытое акционерное общество "Краснодарский ЗИП" изменило вид разрешенного использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0301001:1221 и 23:43:0301001:1224 после утверждения перечня на 2017 год.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что его наименование - "продовольственный магазин-кафе" позволяет отнести данный объект недвижимого имущества к объектам общественного питания.
Между тем само по себе наименование "продовольственный магазин-кафе" не свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам общественного питания.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Тот факт, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 имеет наименование "продовольственный магазин-кафе" сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В материалах дела находится технический паспорт, в котором содержится экспликация к поэтажному плану строения с кадастровым номером 23:43:0301001:1224, согласно которой в данном здании имеются помещения, поименованные как венткамера, щитовая, подсобное помещение, склад, коридор, душ, санузел, туалетная комната, тамбур.
В то же время материалы дела не содержат доказательств, с достоверностью свидетельствующих о назначении помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 как "продовольственный магазин-кафе".
В данном случае, эксплуатируя здание "продовольственный магазин-кафе", административный истец не оказывает услуги общественного питания населению, а использует данное здание как складское помещение.
Исходя из приведенных норм права, экспликации к поэтажному плану строения с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 и с учетом фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0301001:1224 следует вывод о том, что данное здание не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0301001:1224, включенный в перечень на 2017 год под пунктом 38096, подлежит исключению из него, поскольку не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В материалах дела находится технический паспорт, в котором содержится экспликация к поэтажному плану строения с кадастровым номером 23:43:0301001:1221, согласно которой в данном здании имеются помещения, поименованные как тамбур, столовая, кабинет, горячий цех, хранение готовой продукции, коридор, кладовая, венткамера, помещение инвентаря, туалетная комната, санузел, щитовая, гардероб, душевая, моечная, хранение и овоскопирование яиц, раздаточная.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, содержание названной экспликации, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае здание с кадастровым номером 23:43:0301001:1221 соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное здание предполагает не только использование его как складское помещение, но и предусматривает возможность оказания услуг общественного питания.
Исходя из изложенного, в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0301001:1221, включенного под пунктом 38 095 в перечень на 2017 год, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный объект недвижимого имущества соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 июня 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Краснодарский ЗИП" о признании недействующим пункта 38 096 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Принять по делу новое решение, которым пункт 38096 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, признать недействующим со дня вступления в силу данного приказа.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарский ЗИП" без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".