ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. N 10-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго" об оспаривании в части решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 29 ноября 2016 г. N 45/29-тэ-2017 "О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 25.09.2015 N 36/6-тэ-2015"
по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Кировской области на решение Кировского областного суда от 9 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго" Соловьева А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области, Тарифный орган) от 29 ноября 2016 г. N 45/29-тэ-2017 "О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 25.09.2015 N 36/6-тэ-2015" (далее - решение N 45/29-тэ-2017) утверждена корректировка необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), используемой при расчете тарифов на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго" (далее - Общество, МУП "КЭС" Энерго"). Согласно решению N 45/29-тэ-2017 произведена корректировка НВВ на 2017 г. Общества путем исключения расходов на капитальные вложения в общей сумме на 4094,5 тыс. руб. в связи с неисполнением МУП "КЭС" Энерго" мероприятий инвестиционной программы по техническому перевооружению котельных в 2015 г.
МУП "КЭС" Энерго" обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании приказа N 45/29-тэ-2017 не действующим в части корректировки НВВ путем исключения расходов на выполнение мероприятий инвестиционной программы для периода действия тарифа с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в сумме 280,9 тыс. руб. в связи с неисполнением указанных мероприятий в отношении котельных, расположенных по адресам: г. Вятские Поляны, ул. Гагарина, 12а, ул. Азина, 9 и в сумме 1469,5 тыс. руб. в отношении котельной, расположенной по адресу: г. Вятские Поляны, ул. Тойменка, 8е.
Административным истцом также заявлены требования о возложении на РСТ Кировской области обязанности включить в НВВ общества исключенные оспариваемым нормативным правовым актом расходы на выполнение инвестиционной программы и о взыскании судебных расходов.
Решением Кировского областного суда от 9 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе РСТ Кировской области, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и нарушение норм материального права, просит отменить судебное решение и принять по административному делу новое решение.
Прокуратура Кировской области представила отзыв, в котором поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Тарифного органа. МУП "КЭС" Энерго" представило возражения на апелляционную жалобу и отзыв прокуратуры Кировской области.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Федеральным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением необходимых процедур по установленной форме (пункты 1.10, 3.1.2.1, 4.3, 4.6 положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. N 144/365), размещен 5 декабря 2016 г. на официальном сайте РСТ Кировской области и официально опубликован 6 декабря 2016 г. в "Кировской правде" N 114-115.
МУП "КЭС" Энерго" является единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа г. Вятские Поляны Кировской области (постановление администрации г. Вятские Поляны Кировской области от 23 сентября 2015 г. N 1976) и осуществляет регулируемую деятельность по производству и передаче тепловой энергии.
Решением правления РСТ Кировской области от 25 сентября 2015 г. N 36/6-тэ-2015 (далее - Решение N 36/6-тэ-2015) Обществу методом индексации утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче, а также долгосрочные параметры регулирования. Согласно пункту 3 названного решения указанные тарифы действуют в период с 25 сентября 2015 г. по 31 декабря 2017 г. При установлении тарифов учитывалась инвестиционная программа МУП "КЭС" Энерго" в сфере теплоснабжения, утвержденная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 1 сентября 2015 г. N 12-ИП на 2015 - 2017 гг., согласно которой предусмотрены работы по замене котлов в котельных, расположенных на ул. Азина, д. 9; на ул. Гагарина, д. 12а; на ул. Тойменка, д. 8е.
Распоряжениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 4 апреля и 7 июля 2016 г. N 2-ИП и N 10-ИП действие инвестиционной программы продлено до 2018 г.
По заявлению МУП "КЭС" Энерго" Тарифный орган осуществил корректировку тарифа на тепловую энергию на 2017 г. При этом РСТ Кировской области, посчитав, что Общество не выполнило мероприятия инвестиционной программы в 2015 г., сократила НВВ на 2017 г. по статье "Расходы на капитальные вложения" на 4094,5 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования на весь долгосрочный период регулирования (пунктом 51 Основ ценообразования).
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя в том числе нормативную прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования), из которой производятся расходы на капитальные вложения в том числе расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы. Последние учитываются в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных такой программой (пункт 74 Основ ценообразования).
Принятие в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации является основанием для изменения величины нормативной прибыли, которое осуществляется органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования) (пункт 74 Основ ценообразования).
Корректировка НВВ осуществляется в соответствии с формулой корректировки, установленной в методических указаниях и включает помимо прочих такие показатели, как утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию) и степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения (пункт 52 Основ ценообразования).
Согласно пункту 51 Методических указаний N 760-э формула расчета НВВ, принимаемой к расчету при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования, определяется в текущем году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов и включает помимо прочего расчет корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы. Как следует из формулы, предусмотренной пунктом 53 Методических указаний N 760-э, названная корректировка также рассчитывается как отношение объема фактического исполнения инвестиционной программы к плановому размеру финансирования инвестиционной программы с применением прочих элементов формулы.
Суд первой инстанции, установив, что инвестиционной программой Общества предусмотрено частичное освоение в 2016 г. средств, полученных МУП "КЭС" Энерго" от ведения регулируемой деятельности в 2015 г., Общество выполнило предусмотренные указанной программой мероприятия в 2016 г. до момента принятия оспариваемого решения, с учетом положений пунктов 49 и 50 Методических указаний, пришел к обоснованному выводу, что у Тарифного органа не имелось оснований для сокращения НВВ Общества на 2017 г. в указанном размере и удовлетворил административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В данном случае суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт не применялся, в связи с чем обоснованно признал его не действующим со дня принятия.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе на которые ссылается тарифный орган в апелляционной жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кировского областного суда от 9 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной службы по тарифам Кировской области без удовлетворения.