ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2017 г. N 78-АПГ17-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга и общества с ограниченной ответственностью "ЛДС" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2017 года, которым удовлетворен частично административный иск общества с ограниченной ответственностью "ЛДС" о признании недействующим приказа государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Бесовой Т.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
20 декабря 2016 года государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга издан приказ N 260-п (далее - Приказ) "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - Перечень).
Согласно пункту 921 в Перечень включено здание с кадастровым номером 78:07:0003209:2, расположенное по адресу: город Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, дом 47, литера А.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛДС" (далее - ООО "ЛДС", Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия Приказа ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности указанное здание не относится к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; оспариваемый акт не содержит обоснования включения здания в Перечень; включение здания в Перечень возлагает на общество дополнительные расходы в виде уплаты налога в завышенном размере; приказ не содержит ссылок на результаты обследования объекта, обследование здания с целью определения его вида фактического использования в установленном порядке проведено не было, Общество о его проведении не уведомлялось и участия в нем не принимало; акт не содержит даты обследования, а также из него не следует использование объекта недвижимости для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Также ссылалось на нарушение требований части 1 статьи 5, части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1, 2 и 3-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96, пункта 2.1 постановления правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года N 865 "О порядке официального опубликования правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", поскольку оспариваемый приказ до 1 января 2017 года в полном объеме официально не опубликован.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2017 года административный иск ООО "ЛДС" удовлетворен частично: признан недействующим со дня принятия пункт 921 Приложения к приказу государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ЛДС" просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить, принять по делу новое решение о признании оспариваемого приказа недействующим полностью.
В апелляционной жалобе комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявленных требований и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 названного кодекса субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (статья 1-1 указанного закона).
В силу абзаца третьего подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737.
Определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.8 Положения о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта (далее - Положение).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга с 3 июля 2017 года переименована в комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (пункт 1 постановления правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N 304).
Судом установлено, что государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга для определения вида фактического использования спорного здания произведено обследование, о чем составлен акт от 26 сентября 2016 года N 0330-ВФИ/С/2016, которым установлено фактическое использование более 20 процентов общей площади объекта недвижимости для размещения офисов, объектов общественного питания, а также объектов обслуживания.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правомерному выводу о том, что в здании, принадлежащем административному истцу в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используется 11,1 процента от его общей площади, что исключает наличие оснований для включения указанного объекта недвижимости в Перечень.
Выводы суда о признании пункта 921 Перечня противоречащим актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" официальным опубликованием правового акта губернатора Санкт-Петербурга, правительства Санкт-Петербурга, иного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга является первое размещение его полного текста на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет в виде электронной копии бумажного документа, при этом допускается отсутствие на ней графического образа подписи должностного лица, подписавшего правовой акт.
Судом верно установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемый Приказ вместе с Перечнем размещены на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) в формате Excel 23 декабря 2016 года, то есть до начала соответствующего налогового периода.
Таким образом, формат размещения Перечня обеспечивал заинтересованным лицам возможность ознакомления с его содержанием в полном объеме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что иные положения приказа государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п прав ООО "ЛДС" не нарушают, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска полностью.
В жалобах комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга и ООО "ЛДС" не приведено доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЛДС", комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.