ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. N 81-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дорн Марины Викторовны об оспаривании решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10 декабря 2009 г. N 295 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска" в части
по апелляционной жалобе Прокопьевского городского Совета народных депутатов на решение Кемеровского областного суда от 2 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Дорн Марина Викторовна обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 10 декабря 2009 г. N 295 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска" (далее - решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов) в части установления на карте градостроительного зонирования более чем одной зоны в отношении земельных участков, а именно установление в отношении земельного участка с кадастровым номером < ... > территориальной зоны коммунально-складских объектов I - IV классов опасности (ПК-1) и зоны улично-дорожной сети (ИТ-3), в отношении земельного участка с кадастровым номером < ... > территориальной зоны коммунально-складских объектов I - IV классов опасности (ПК-1), зоны улично-дорожной сети (ИТ-3), зоны автомобильного транспорта (ИТ-2), зоны озеленения защитного назначения (Р-4).
В обоснование заявленных требований Дорн М.В. указала, что нахождение принадлежащих ей на праве собственности земельных участков в нескольких территориальных зонах противоречит положениям статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и препятствует использованию земельного участка по назначению.
Решением Кемеровского областного суда от 2 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе на судебный акт представитель Прокопьевского городского Совета народных депутатов ссылается на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Кемеровской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 3 ГрК РФ следует, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с Законом Кемеровской области от 17 декабря 2004 г. N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований", принятым Советом народных депутатов Кемеровской области, муниципальное образование город Прокопьевск наделено статусом городского округа.
Согласно статье 25 Устава муниципального образования "Прокопьевский городской округ" Прокопьевский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления Прокопьевского городского округа.
С учетом приведенных норм суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме. Решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов официально опубликовано в приложении "Прокопьевск официальный" к газете "Диалог" N 46, 16 декабря 2009 г. N 19, 12 мая 2010 г. N 20, 19 мая 2010 г., то есть надлежащим образом доведено до всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В данном случае определенное оспариваемым нормативным актом градостроительное зонирование земельных участков с кадастровыми номерами < ... > и < ... > , расположенных по адресу: Кемеровская обл., Прокопьевский городской округ, г. Прокопьевск, ул. 40 лет Октября, указанным требованиям не соответствует.
Так, Правила землепользования и застройки территории города Прокопьевска устанавливают в границах земельного участка с кадастровым номером < ... > две территориальные зоны: зону коммунально-складских объектов I - IV классов опасности (ПК-1) и зону улично-дорожной сети (ИТ-3), а в границах земельного участка с кадастровым номером < ... > четыре территориальные зоны: зону коммунально-складских объектов I - IV классов опасности (ПК-1), зону улично-дорожной сети (ИТ-3), зону автомобильного транспорта (ИТ-2), зону озеленения защитного назначения (Р-4).
Вопреки доводам апелляционной жалобы то обстоятельство, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет после утверждения и принятия Правил землепользования и застройки территории города Прокопьевска (29 июля 2016 г.), в данном случае не имеет существенного значения, поскольку, по утверждению подателя жалобы, земельный участок, из которого образованы спорные участки, имел разрешенное использование "для эксплуатации завода" и установление в отношении территории этого земельного участка нескольких территориальных зон также противоречило статьям 85 ЗК РФ и 30 ГрК РФ.
Следует согласиться с суждением суда о том, что нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность их правового режима, в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 2 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокопьевского городского Совета народных депутатов - без удовлетворения.