ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2018 г. N 81-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" о признании недействующими постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15 декабря 2017 г. N 505 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2018 год", от 15 декабря 2017 г. N 507 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2018 год"
по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 6 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - Комиссия) от 15 декабря 2017 г. N 505 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2018 год" (далее также - Постановление N 505) установлены обществу с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (далее также - ООО "Городское тепловое предприятие", Общество) тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, с применением метода экономически обоснованных расходов на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15 декабря 2017 г. N 506 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Киселевска, на 2018 год" (далее также - Постановление N 506) Обществу установлены тарифы на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Киселевска, на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15 декабря 2017 г. N 507 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2018 год" Обществу установлены тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению.
ООО "Городское тепловое предприятие" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных постановлений, ссылаясь на их несоответствие Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Закон о теплоснабжении), Основам ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования) и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", поскольку при расчете необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) на производство тепловой энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, не учтены экономически обоснованные расходы предприятия по статьям затрат: расходы на электроэнергию - 4084,18 тыс. руб., расходы на арендную плату - 23 483,32 тыс. руб., расходы на обучение персонала - 194,92 тыс. руб. Расходы на натуральное топливо Комиссией необоснованно снижены до 43 013,76 тыс. руб. против заявленных 68 612,41 тыс. руб. Регулирующим органом из НВВ необоснованно исключена сумма 49 299,49 тыс. руб., назначением которой является оплата фактически оказанных услуг по договорным обязательствам, сложившаяся из задолженности Общества за электрическую энергию (мощность) за 2015 - 2016 гг. и задолженности перед АО "Поляны" за поставленный уголь, взысканных вступившими в силу судебными решениями. В нарушение установленной процедуры Общество о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии по вопросу установления тарифов не извещалось.
Определением Кемеровского областного суда от 5 марта 2018 г. производство по делу в части требований об оспаривании Постановления N 506 прекращено в связи с принятием судом отказа Общества от административного иска в этой части.
Решением Кемеровского областного суда от 6 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 505 и Постановление N 507 признаны не действующими со дня их принятия; на Комиссию возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими указанные постановления.
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области просит отменить решение суда в части возложения на нее обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими постановления. В обоснование доводов обращает внимание на установленные в ходе рассмотрения дела факт ликвидации 7 сентября 2017 г. ООО "Теплоресурс", у которого по договору от 17 марта 2017 г. ООО "Городское тепловое предприятие" арендовало объекты теплоснабжения, и факт непредоставления в составе тарифной заявки заключенного 4 октября 2017 г. в отношении этих же объектов договора аренды с ООО "Семена притомья". Полагает, что отсутствие подтверждения права пользования объектами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности, не позволяло отнести административного истца к субъектам регулируемой деятельности, и тарифы в отношении него на 2018 год не могли быть установлены, в связи с чем заменяющие нормативные акты по имеющимся обосновывающим тариф материалам приняты быть не могут.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО "Городское тепловое предприятие" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии с пунктами 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей (пункт 25 Основ ценообразования).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Кемеровской области является Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (пункт 3.6 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371).
Оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2017 г. ООО "Городское тепловое предприятие", осуществляющее, в том числе производство, передачу и распределение горячей воды, тепловой энергии потребителям, обратилось в Комиссию с заявлениями об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию и утверждении норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию (далее - НУР) на 2018 г. и выборе метода регулирования с предоставлением обосновывающих документов и расчетов.
Регулирующим органом было открыто дело об установлении тарифов и с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) оспариваемыми нормативными правовыми актами установлены названные выше тарифы.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующими Постановления N 505 и Постановления N 507.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, определенная Административным регламентом исполнения региональной энергетической комиссией Кемеровской области государственной функции по установлению (корректировке) тарифов, долгосрочных параметров регулирования в сфере теплоснабжения на территории Кемеровской области, утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 1 сентября 2017 г. N 193, регулирующим органом не была соблюдена, расчет норматива удельного расхода топлива произведен с нарушением пункта 36 Основ ценообразования, в связи с чем данный показатель не может считаться экономически обоснованным, и его включение в состав расходов регулируемой организации на топливо не отвечает целям государственного тарифного регулирования цен на тепловую энергию.
В данной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для установления в отношении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов в сфере теплоснабжения, поскольку им не представлено подтверждения законного владения объектами теплоснабжения, основанием для отмены решения в части возложения на Комиссию обязанности по принятию заменяющих нормативных правовых актов являться не могут.
Действительно, с учетом положений пункта 1 статьи 61, статьи 419, пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации действие договора аренды тепловых сетей (котельных N 19, 26, 33, 34) от 17 марта 2017 г. N 2/17, заключенного между ООО "Теплосервис" и ООО "Городское тепловое предприятие" и представленного заявителем в обоснование расходов на аренду, прекращено 7 сентября 2017 г. в связи с ликвидацией ООО "Теплосервис", а договор аренды с ООО "Семена притомья" от 4 октября 2017 г. в тарифное дело представлен не был.
Ссылаясь на это обстоятельство, административный ответчик полагает, что ООО "Городское тепловое предприятие" в данном случае не является субъектом регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, и формальное наличие договора не влечет безусловного права административного истца на установление тарифов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, возложившего на регулирующий орган обязанность по принятию заменяющих нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения является вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным федеральным законом государственному регулированию, в том числе: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения).
Под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 3 Правил организации теплоснабжения установлено, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Киселевского городского округа от 28 июня 2017 г. N 150-н утверждена "Схема теплоснабжения Киселевского городского округа с перспективой до 2028 года. Актуализация на 2018 год", согласно которой ООО "Городское тепловое предприятие" отнесено к единым теплоснабжающим организациям с зоной деятельности тепловых сетей - котельных N 19, 26, 33, 34, расположенных в районах Черкасов Камень, Зеленая Казанка.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
По смыслу указанной нормы соответствующее правомочие суда при принятии судебного постановления не зависит от того, заявлялись ли соответствующие требования административным истцом.
В рассматриваемом деле недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обусловлена тем, что ООО "Городское тепловое предприятие" является ресурсоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения, поскольку между административным истцом и ООО "Семена притомья" 4 октября 2017 г. был заключен договор аренды объектов теплоснабжения, являвшихся ранее предметом договора аренды от 17 марта 2017 г. N 2/17.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Городское тепловое предприятие" по состоянию на 1 января 2018 г. на законном основании владело объектами теплоснабжения и продолжало в течение периода, на который устанавливались спорные тарифы, осуществляет деятельность в названной сфере, которая подлежит регулированию.
Само по себе отсутствие в составе рассмотренной административным ответчиком тарифной заявки на 2018 г. документов, касающихся изменения арендодателя объектов теплоснабжения, на правильность решения в обжалуемой части не влияет.
Решение судом первой инстанции вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
С учетом изложенного Судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 6 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кемеровской области - без удовлетворения.