ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N 37-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Аксенова Александра Ивановича о признании недействующим постановления Правительства Орловской области от 10 февраля 2017 г. N 38 "Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"
по апелляционной жалобе Аксенова Александра Ивановича на решение Орловского областного суда от 10 июля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей Правительства Орловской области по доверенности Калмыковой Ю.А., Пензевой М.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
гражданин Аксенов А.И. обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Орловской области от 10 февраля 2017 г. N 38 "Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее также - Постановление N 38).
Решением Орловского областного суда от 10 июля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Аксенов А.И. просит отменить судебный акт суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов административный истец указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку в нарушение действующего законодательства административным ответчиком произведен неверный расчет нормативов, в оспариваемом постановлении произвольно установлены категории многоквартирных домов и жилых домов. По его мнению, отсутствие в оспариваемом постановлении четкого определения помещений, входящих в состав общего имущества, позволяет управляющим компаниям произвольно, по своему усмотрению определять на территории Орловской области площадь общего имущества, применяемую при расчетах за электроэнергию на общедомовые нужды, что ведет к нарушению прав истца и других потребителей. Кроме того, административный ответчик не имел права распространять действие Постановления N 38 на прошлый период, а именно на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. Оспариваемое постановление ухудшило положение административного истца, а также других потребителей жилищно-коммунальных услуг, так как возложило на них обязанность оплачивать за электроэнергию на общедомовые нужды по нормативу за прошлый период в большем размере, чем по показаниям общедомовых приборов учета. При этом суд незаконно отказал административному истцу в ходатайстве о допросе свидетелей по данному поводу.
Прокуратура Орловской области доводы апелляционной жалобы поддержала.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Орловской области поданы возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановление N 38 принято высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области - Правительством Орловской области, в установленной форме, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
По правилам части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения согласно части 9 статьи 12 закона применяются с 1 января 2017 г.
Пунктом 2 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, в частности, электрической энергии, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
В силу подпункта "б" пункта 4(1) Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (таблица 10 приложения N 2 к Правилам), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: оборудование лифтами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (в отопительный период и вне его).
Абзацем вторым упомянутого пункта 11 Правил N 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющие конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении N 2 к Правилам N 306.
С 1 января 2017 г. согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 "Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" к Правилам N 306.
Пунктом 37 приложения N 1 к Правилам N 306 определена формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - формула 34, а также перечень групп оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, по которым рассчитывается расход электрической энергии, к которым относятся: осветительные установки; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии используются следующие показатели: кВт.час на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 7(1) Правил N 306).
Как следует из материалов дела, пунктом 1 Постановления N 38 утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению по 4 категориям жилых помещений: многоквартирные жилые дома, оснащенные осветительными установками - 1,06 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; многоквартирные жилые дома, оснащенные осветительными установками, силовым оборудованием лифтов - 1,86 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; многоквартирные жилые дома, оснащенные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и (или) горячего водоснабжения, с (без) другим оборудованием, без силового оборудования лифтов - 1,14 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; многоквартирные жилые дома, оснащенные осветительными установками, с силовым оборудованием лифтов, насосным оборудованием холодного и (или) горячего водоснабжения, с (без) другим оборудованием - 2,13 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, проанализировав содержание оспариваемого постановления, пришел к обоснованному выводу, что Постановление N 38 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормативы рассчитаны по формуле в полном соответствии с приведенными нормами Правил N 306, в связи с чем правильно не усмотрел оснований для признания его недействующим.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что категории многоквартирных домов и жилых домов в оспариваемом постановлении установлены административным ответчиком произвольно, основаны на неверном толковании норм материального права, проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что приведенное в оспариваемом постановлении понятие общего имущества противоречит положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что примечание в приложении к Постановлению N 38 не содержит понятия состава общего имущества, а содержит разъяснение относительно того, что при определении перечня помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых применяются при расчете платы за электроснабжение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, следует руководствоваться техническим паспортом многоквартирного дома и не включать при расчете потребления электроэнергии в указанных выше целях площади помещений, входящих в состав общего имущества, в которых существующей системой инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома не предусмотрено электроснабжение. При этом судом первой инстанции правильно отмечено, что данное предписание не подменяет понятие, определенное в федеральном законодательстве, по своему содержанию не противоречит ему, а направлено на правильное применение управляющими компаниями утвержденных постановлением нормативов потребления.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 Постановления N 38, официально размещенного 13 февраля 2017 г. в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (orel-region.ru), определено, что оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Рассматривая доводы административного истца о том, что административный ответчик не имел права распространять действие Постановления N 38 на прошлый период, и тем самым оспариваемое постановление ухудшило положение административного истца, а также других потребителей жилищно-коммунальных услуг, так как возложило на них обязанность оплачивать за электроэнергию на общедомовые нужды по нормативу за прошлый период в большем размере, чем по показаниям общедомовых приборов учета, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее также - Постановление N 1498) до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Во исполнение Постановления N 1498 принято оспариваемое постановление.
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 1 ноября 2016 г. на территории Орловской области действовали нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, которые установлены приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 6 декабря 2012 г. N 285 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета" (далее - Приказ N 285). При этом норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденный Приказом N 285, в отношении многоквартирного дома административного истца (3,36 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) значительно превышает норматив потребления электроэнергии, утвержденный Постановлением N 38 (1,86 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что распространяя действие оспариваемого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г., Правительство Орловской области реализовало свое право, предоставленное частью 2 статьи 6 ЖК РФ, при этом ухудшения положения граждан не допущено, поскольку применение установленных по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению привело бы к значительному увеличению размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в отношении административного истца.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права Судебной коллегией также признается несостоятельной.
Как следует из протокола судебного заседания, ходатайство административного истца о вызове свидетелей разрешено правильно в установленном статьей 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядке, с учетом мнения сторон, мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены и подтверждают обоснованность позиции суда первой инстанции о том, что круг обстоятельств, на которые указывал административный истец и которые, по его мнению, должны подтвердить заявленные свидетели не имеют правового значения для рассмотрения настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, следовательно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Орловского областного суда от 10 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Аксенова Александра Ивановича - без удовлетворения.