ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. N 83-АПГ17-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство - "Реклама. Информация. Маркетинг", общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Медиа плюс" и общества с ограниченной ответственностью "БКК - Маркет плюс" на решение Брянского областного суда от 10 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска об оспаривании подпунктов 8.1.1, 8.1.2, 8.2.6, 8.2.9 и 8.2.10 Положения о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 сентября 2006 года N 536.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Брянского городского Совета народных депутатов Тулуповой Л.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
26 сентября 2006 года Брянский городской Совет народных депутатов принял решение N 536, которым утверждено Положение о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска.
В разделе 8 данного Положения (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2007 года N 686) закреплены требования к демонтажу и эксплуатации рекламных конструкций, устанавливаемых на территории города Брянска.
Пункт 8.1 указанного Положения (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2007 года N 686) регламентирует демонтаж рекламных конструкций.
Подпункт 8.1.1 названного Положения (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 апреля 2014 года N 1202) регламентирует демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений. Так, согласно положениям данного подпункта установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания Брянской городской администрации.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания Брянской городской администрацией о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, Брянская городская администрация выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества города Брянска или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств бюджета города Брянска. По требованию Брянской городской администрации владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества города Брянска или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств бюджета города Брянска. По требованию Брянской городской администрации владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.
Подпункт 8.1.2 Положения о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2007 года N 686) регламентирует демонтаж рекламных конструкций в случае аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Так, согласно положениям данного подпункта в случае аннулирования разрешения владелец рекламной конструкции обязан осуществить ее демонтаж в течение месяца на основании предписания Брянской городской администрации, выдаваемого владельцу рекламной конструкции либо собственнику или иному законному владельцу соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена.
При невыполнении обязанности по демонтажу владельцем рекламной конструкции либо собственником или иным законным владельцем соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, Брянская городская администрация вправе обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж производится в соответствии с действующим законодательством.
Согласно подпункту 8.2.6 Положения о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2007 года N 686) после монтажа или демонтажа отдельно стоящей конструкции рекламораспространитель обязан выполнить предусмотренные проектом мероприятия по благоустройству территории, ранее предназначенной для размещения конструкции.
Согласно подпунктам 8.2.9 и 8.2.10 указанного Положения в той же редакции рекламораспространитель обязан осуществить демонтаж конструкции в течение месяца в случае прекращения ее эксплуатации.
Рекламораспространитель обязан выполнить все предписания органов, регулирующих рекламную деятельность и деятельность по установке рекламных конструкций, связанные с выполнением ими своих контрольных функций, в том числе по досрочному демонтажу конструкций.
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство - "Реклама. Информация. Маркетинг", общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Медиа плюс" и общество с ограниченной ответственностью "БКК - Маркет плюс" обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании приведенных выше норм недействующими.
В обоснование своих требований заявители ссылались на то, что оспариваемые нормы не соответствуют федеральному законодательству и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при внесении изменений в оспариваемое Положение о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска не были предусмотрены переходные периоды и порядок введения в действие норм, устанавливающих демонтаж рекламных конструкций без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления.
Решением Брянского областного суда от 10 июля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство - "Реклама. Информация. Маркетинг", общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Медиа плюс" и общество с ограниченной ответственностью "БКК - Маркет плюс" просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Из системного толкования положений пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что законодательство о рекламе относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 марта 1997 года N 4-П, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Муниципальное образование город Брянск, наделенное Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, в соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом 25.1 пункта 1 статьи 9 Устава города Брянска вправе решать вопросы местного значения городского округа, к которым, в том числе, относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 1 статьи 29 и подпункту 12 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска установление правил, обязательных для исполнения на территории города Брянска, по вопросам местного значения относится к компетенции Брянского городского Совета народных депутатов, который является представительным органом местного самоуправления.
В пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка Брянским городским Советом народных депутатов решением от 26 сентября 2006 года N 536 принято Положение о порядке установки рекламных конструкций на территории города Брянска, которое официально опубликовано в газете "Брянск" от 29 сентября 2006 года N 27.
Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых по настоящему административному делу норм требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал эти доводы несостоятельными, установив соответствие оспариваемых норм требованиям статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции в случаях, установленных Федеральным законом от 13 марта 2006 года "О рекламе", отнесена законодателем к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном статьей 19 данного федерального закона без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления.
Довод об отсутствии механизма судебной защиты при осуществлении демонтажа рекламной конструкции на основании предписания органа местного самоуправления при отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или истечения срока его действия не основан на нормах действующего процессуального законодательства, которое допускает судебную проверку такого предписания в зависимости от юридического статуса истца в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
По существу позиция административных истцов сводится к несогласию с выданными им предписаниями Брянской городской администрации о демонтаже рекламных конструкций, проверка законности которых не относится к предмету настоящего спора и осуществляется в ином судебном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда первой инстанции о несостоятельности доводов административных истцов.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для отмены данного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов, поддержанную их представителем при рассмотрении и разрешении административного дела в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка. Выводы по этим доводам, изложенные судом в решении, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает правильными.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 10 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство - "Реклама. Информация. Маркетинг", общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Медиа плюс", общества с ограниченной ответственностью "БКК - Маркет плюс" - без удовлетворения.