ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 10-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Рябова В.М. на решение Кировского областного суда от 19 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании подпункта 5.1.5 Положения "О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области", утвержденного решением Нагорской районной Думы Кировской области от 16 декабря 2016 года N 5/4.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, а административный иск - частичному удовлетворению, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
16 декабря 2016 года Нагорская районная Дума Кировской области приняла решение N 5/4, которым утверждено Положение "О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области".
Данное Положение регулирует порядок обращения за доплатой к пенсии, устанавливает перечень документов, необходимых для назначения доплаты к пенсии, порядок ее назначения, приостановления, возобновления, прекращения ее выплаты и ведения делопроизводства. Действие данного Положения распространяется на выборных лиц, замещавших муниципальные должности Нагорского района Кировской области на постоянной основе, при наличии условий, дающих право на доплату к пенсии, предусмотренных Законом Кировской области от 8 июля 2008 года N 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области".
Пункт 5.1 указанного Положения регламентирует основания для перерасчета размера доплаты к пенсии, и в силу абзаца первого подпункта 5.1.5 таким основанием является сокращение либо недостаток бюджетных ассигнований.
Согласно абзацам второму и третьему подпункта 5.1.5 указанного Положения в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных абзацем первым этого же подпункта, изменение размера доплаты к пенсии устанавливается в процентном отношении к назначенному размеру доплаты в соответствии со статьей 5 названного выше закона Кировской области одновременно для всех лиц, получающих эту доплату.
Величина процентного отношения, на которое изменяется назначенный размер доплаты к пенсии, измененный размер доплаты к пенсии устанавливаются распоряжением администрации Нагорского района Кировской области с учетом решения комиссии по назначению доплаты к пенсии.
Рябов В.М. обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании подпункта 5.1.5 Положения "О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области" недействующим.
В обоснование своего требования заявитель сослался на противоречие этого подпункта положениям статьи 5 Закона Кировской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области", определяющим размер доплаты к пенсии и не предусматривающим уменьшения этого размера органами местного самоуправления.
Решением Кировского областного суда от 19 июля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Рябов В.М. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Нагорской районной Думой Кировской области представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Согласно положениям части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 названного выше Федерального закона.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной и непостоянной основе в органах местного самоуправления Кировской области предусматривает Закон Кировской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области".
Согласно части 1 статьи 5 данного закона Кировской области лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с этим же законом Кировской области устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Размер названной доплаты к пенсии определен частями 3 - 5 статьи 5 указанного закона Кировской области. Так, доплата к пенсии назначается в размере: 1) 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности не менее одного срока полномочий; 2) 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий (часть 3 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим стаж муниципальной службы 15 и более лет, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 2,5% ежемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 4 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим дополнительно неполный срок полномочий, освобожденным от замещаемой должности по основаниям, определенным частью 2 статьи 5, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 5% за каждый полный год дополнительного срока полномочий. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 5 статьи 5).
На основании части 8 статьи 5 Закона Кировской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами федерального законодательства и законодательства Кировской области, частями 1, 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзацем вторым пункта 1, пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что органы местного самоуправления вправе определять размер доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, исходя из имеющихся у муниципального образования финансовых возможностей. В этой связи суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания подпункта 5.1.5 оспариваемого Положения недействующим.
Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с решением суда в полной мере не согласна, поскольку в силу абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области, социальные гарантии, в том числе в виде доплаты к пенсии, устанавливаются в соответствии с Законом Кировской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области", поэтому нормативные правовые акты Нагорской районной Думы Кировской области об этих социальных гарантиях противоречить данному закону Кировской области не могут.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 этого же закона Кировской области пенсионное обеспечение представляет собой одну из основных социальных гарантий лица, замещающего муниципальную должность Кировской области. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности Кировской области, регламентировано статьей 5 указанного закона Кировской области, которой, как было сказано выше, определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
Вместе с тем на основании подпункта 5.1.5 оспариваемого Положения лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области, установление доплаты к пенсии допускается в размере, меньшем чем определенном частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области", в связи с чем в этой мере подпункт 5.1.5 оспариваемого Положения подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кировского областного суда от 19 июля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Рябова В.М. о признании подпункта 5.1.5 Положения "О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области", утвержденного решением Нагорской районной Думы Кировской области от 16 декабря 2016 года N 5/4, недействующим в той мере, в которой изменение размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области, допускается меньше размера такой доплаты, определенного частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 8 июля 2008 года N 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области".
Принять по административному делу в указанной части новое решение, которым административный иск Рябова В.М. удовлетворить частично.
Подпункт 5.1.5 Положения "О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области", утвержденного решением Нагорской районной Думы Кировской области от 16 декабря 2016 года N 5/4, признать недействующим со дня вступления настоящего нового решения в законную силу в той мере, в которой изменение размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области, допускается меньше размера такой доплаты, определенного частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 8 июля 2008 года N 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области".
Настоящее апелляционное определение подлежит размещению на официальном сайте Нагорского муниципального района Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.