ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2018 г. N 33-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьевой Ольги Владимировны о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" по апелляционной жалобе Соловьевой О.В. на решение Ленинградского областного суда от 23 октября 2017 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Соловьевой О.В. Алексеева М.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и Избирательной комиссии муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" Чиркова В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в связи с признанием предыдущего состава представительного органа местного самоуправления неправомочным в 2016 году состоялись досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" четвертого созыва (далее - Совет депутатов), по результатам которых в Совет депутатов избрано 15 депутатов: Башкирцев В.Н., Бобров Г.Н., Захаров Д.В., Петров А.Н., Хайдукова Л.Х. (по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 1); Бабошин К.С., Ермакова Е.Б., Данилова Н.Ю., Паршиков И.И., Соловьева О.В. (по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 2); Голдасов А.А., Голосов В.В., Иванова Т.Б., Комбаров С.С., Попов А.В. (по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 3).
Соловьева О.В., вышедшая из состава Совета депутатов по собственному желанию на основании заявления от 10 июля 2017 г., проживающая в поселке городского типа имени Морозова Всеволожского района Ленинградской области, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании состава Совета депутатов неправомочным, ссылаясь на досрочное сложение полномочий по собственному желанию 6 депутатов по собственному желанию, заявления которых поступили 12 и 13 июля 2017 г. в Совет депутатов, в результате чего в Совете депутатов осталось 9 депутатов, то есть менее 2/3 от избранного состава, следовательно, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, чем нарушается ее право на осуществление местного самоуправления.
Решением Ленинградского областного суда от 23 октября 2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Соловьева О.В., соглашаясь с заключением суда об отсутствии правовых оснований признания неправомочности состава Совета депутатов в связи с тем, что по состоянию на август и сентябрь 2017 года все 15 мандатов были замещены, просит исключить из мотивировочной части решения выводы суда об обстоятельствах прекращения полномочий депутатов Боброва Г.Н., Ивановой Т.Б., Паршикова И.И., Петрова А.Н., Соловьевой О.В. и Хайдукова Л.Х., считая незаконным применение судом предписаний части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о преюдиции решения районного суда, принятого по другому делу с участием иных лиц.
Относительно апелляционной жалобы Советом депутатов, прокуратурой Ленинградской области, Избирательной комиссией Ленинградской области поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец и представитель Избирательной комиссии Ленинградской области не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответствующего суда субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 16 приведенной выше нормы).
Пунктами 1 и 3 статьи 16, пунктом 1 статьи 17, пунктами 2 и 8 статьи 19 Устава муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденного решением Совета депутатов от 25 ноября 2005 г. N 19, определено, что Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления названного муниципального образования, срок полномочий которого составляет пять лет, состоит из 15 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах в соответствии с действующим законодательством, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от указанной численности депутатов, решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях, которое правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Из совокупного анализа приведенных предписаний федерального и регионального законодательства следует, что состав Совета муниципального образования и его заседания правомочны при условии избрания в Совет не менее двух третей (10 депутатов) от установленной численности депутатов.
Как следует из материалов дела, в период с 9 по 13 июля 2017 г. депутаты Бобров Г.Н., Иванова Т.Б., Паршиков И.И., Петров А.Н., Соловьева О.В. и Хайдукова Л.Х. написали заявления о досрочном сложении полномочий по собственному желанию, которые зарегистрированы в Совете депутатов 12 и 13 июля 2017 г.
В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Приведенной норме корреспондируют правовые предписания подпункта 2 пункта 1 Устава, а также положения пункта 2 статьи 28 Устава, согласно которым Совет депутатов обязан рассмотреть заявление депутата о сложении депутатских полномочий на ближайшем заседании Совета депутатов.
Принимая во внимание, что после подачи заявлений 6 депутатами в Совете депутатов осталось 9 депутатов, то есть менее 10 депутатов, решение о досрочном прекращении полномочий депутатов не могло быть принято, как и любое другое решение.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе уполномоченный на то законом орган назначает дополнительные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в таком же порядке, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункты 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленных федеральным законом, - соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу требований пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует.
В соответствии со статьей 6 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 г. N 20-ОЗ "О муниципальных выборах в Ленинградской области" выборы депутатов представительного органа назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования или избирательной комиссией муниципального образования, если представительный орган не назначит выборы в установленные сроки, а также в случае отсутствия представительного органа.
Поскольку Совет депутатов не назначил выборы, постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 21 августа 2017 г. N 1 были назначены дополнительные выборы трех депутатов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 1 и двух депутатов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 2 на 15 октября 2017 г.
Названное постановление было предметом судебной проверки по административному исковому заявлению Хайдуковой Л.Х. и решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2017 г., вступившим в законную силу после апелляционного обжалования 12 октября 2017 г., признано законным.
15 октября 2017 г. выборы состоялись, постановлениями упомянутой избирательной комиссии от 16 октября 2017 г. N 56 и N 57 по результатам дополнительных выборов депутатов Совета депутатов признаны избранными 5 депутатов: по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 1 - Латкова Т.Б., Лавров Н.Д., Лукконен Д.А. и по Морозовскому пятимандатному избирательному округу N 1 - Дубовцев В.Г. и Мишихин Д.Л.
Суд первой инстанции, установив приведенные фактические обстоятельства, пришел к правильному заключению, что на момент разрешения заявленных требований состав Совета депутатов в соответствии с предписаниями пункта 3 статьи 16 и пункта 8 статьи 19 Устава является правомочным и основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Утверждение Соловьевой О.В. в апелляционной жалобе, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении ее требований, основываясь исключительно на приведенном выше судебном акте, не проверяя объяснения административного истца в судебном заседании об отзыве депутатами ранее поданных заявлений о сложении своих полномочий по собственному желанию, является несостоятельным и опровергается материалами дела.
Так, из протоколов судебного заседания усматривается, что судом исследованы вопросы написания заявлений о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию Бобровым Г.Н., Ивановой Т.Б., Паршиковым И.И., Петровым А.Н., Соловьевой О.В. и Хайдуковой Л.Х., а также обстоятельства их отзыва, которые были допрошены в качестве свидетелей и подтвердили факт добровольного написания заявлений о прекращении депутатских полномочий по собственному желанию.
В частности, Иванова Т.Б. в судебном заседании 18 сентября 2017 г. пояснила, что при написании заявления о сложении полномочий депутата на нее давления никто не оказывал.
Отсутствие в обжалуемом судебном акте правовой оценки приведенным обстоятельствам со ссылкой на вступившее в законную силу решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2017 г. не является основанием, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для изменения правильного по существу решения суда и исключения из его мотивировочной части верных выводов о том, что с 13 августа 2017 г. в состав Совета депутатов входило 9 депутатов, а полномочия 6 депутатов прекращены в связи с истечением месячного срока со дня поступления их заявлений о сложении депутатских полномочий по собственному желанию.
Не ставит под сомнение правильность приведенной позиции суда первой инстанции вступившее в законную силу решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 сентября 2017 г., содержащее вывод о том, что Иванова Т.Б. по состоянию на 2 августа 2017 г. являлась действующим депутатом, поскольку городской суд, рассматривающий административный иск Хайдуковой Л.Х. о признании незаконным решения Совета депутатов от 2 августа 2017 г., проверял ее статус исключительно на указанный день, исходя из даты написания заявление о сложении депутатских полномочий 9 июля 2017 г.
Иные доводы апелляционной жалобы по настоящему делу не имеют правового значения, так как касаются вопросов назначения дополнительных выборов в Совет депутатов, законность которого установлена названным выше судебным решением, вступившим в законную силу и являющимся обязательным, как это предписано частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для изменения обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ленинградского областного суда от 23 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.