ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2019 г. N 81-АПА19-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" о признании недействующими постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17 декабря 2018 г. N 570 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2019 года", от 17 января 2019 г. N 11 "О внесении изменения в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.12.2018 N 570 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2019 года", от 19 февраля 2019 г. N 46 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.12.2018 N 570 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2019 года" по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 21 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" Шин С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская Энергокомпания" (далее - ООО "Кузбасская Энергокомпания", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 17 декабря 2018 г. N 570 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2019 года", от 17 января 2019 г. N 11 "О внесении изменения в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.12.2018 N 570 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2019 года", от 19 февраля 2019 г. N 46 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.12.2018 N 570 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 743 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017 - 2019 годы", в части 2019 года".
Решением Кемеровского областного суда от 21 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции РЭК Кемеровской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Кемеровской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя заявителя жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Оспариваемые постановления приняты РЭК Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий в установленной форме и опубликованы 18 декабря 2018 г., 17 января 2019 г., 19 февраля 2019 г. соответственно на интернет-сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области", который является официальным источником опубликования актов Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (пункт 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 "Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области").
Из материалов дела следует, что ООО "Кузбасская Энергокомпания" осуществляет деятельность по теплоснабжению на территории г. Тайги Кемеровской области на основании заключенного с органом местного самоуправления Тайгинского городского округа по результатам конкурса концессионного соглашения от 21 декабря 2016 г. N 1 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. Потребителями тепловой энергии являются население и иные потребители.
Пунктом 2 постановления РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 г. N 743 (далее - постановление N 743) установлены долгосрочные одноставочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО "Кузбасская Энергокомпания" на потребительском рынке г. Тайги на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. согласно приложению N 2 к постановлению. В отношении общества применяется метод индексации установленных тарифов.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 17 декабря 2018 г. N 570 внесены изменения в вышеназванный нормативный правовой акт; тарифы на 2019 г. в части тепловой энергии, отпускаемой в воде, установлены в новом размере.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 17 января 2019 г. N 11 в целях устранения технической ошибки внесены изменения в постановление N 570 в части величин тарифов.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 19 февраля 2019 г. N 46 в целях устранения технической ошибки внесены изменения в Постановление N 570 (в части тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в виде пара).
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции сделал вывод о правильном определении органом регулирования расходов на топливо, расходов на холодную воду и водоотведение, расходов на выплату процентов по договорам займа, расчетной предпринимательской прибыли, а также отдельных расходов по итогам 2017 года.
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Необходимость соблюдения предельных индексов обусловлена ограничением повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренным названной нормой Жилищного кодекса Российской Федерации и принятым во ее исполнение постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы.
Из экспертного заключения административного ответчика следует, что экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования в связи с ограничением роста платы граждан на 2019 год, - в сумме 64 170,95 тыс. руб. (в ценах 2019 года) будут учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в последующих периодах регулирования с учетом процентов и инфляции.
Судебная коллегия отмечает, что мотивированный расчет превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в материалы дела не представлен. В экспертном заключении в нарушение пункта 29 Правил регулирования соответствующий экономический анализ не содержится.
При таких обстоятельствах уменьшение РЭК Кемеровской области необходимой валовой выручки по этому основанию является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 21 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кемеровской области - без удовлетворения.