ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2019 г. N 12-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Марий Эл о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 192-р "О включении земельных участков в границы пос. Кичиер Волжского района" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Интелкомплект+" на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителей "Интелкомплект+" Нестерова В.О., Тубальцева П.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Марий Эл обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 192-р "О включении земельных участков в границы пос. Кичиер Волжского района" как противоречащего федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 г. исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Интелкомплект+" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Республики Марий Эл, Министерством государственного имущества Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители Правительства Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", администрация Обшиярского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В адрес суда от Правительства Республики Марий Эл и Министерства государственного имущества Республики Марий Эл поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 192-р "О включении земельных участков в границы пос. Кичиер Волжского района" на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 91-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и в целях расширения границ населенного пункта включены в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района земельные участки категории земель - земли особо охраняемых территорий по перечню согласно приложению. В приложении к данному распоряжению указано 17 земельных участков с кадастровыми номерами: 12615:3401001:3; 12:15:3401001:5;12:15:3401001:15; 12:15:3401001:16; 12:15:3401001:17; 12:15:3401 001:21; 12:15:3401001:22; 12:15:3401001:23; 12:15:3401001:24; 12:15:3401001:25; 12:15:3401001:27; 12:15:3401001:28; 12:15:3401001:29; 12:15:3401001:30; 12:15:3401001:31; 12:15:3401001:32; 12:15:3401001:45.
Указанное распоряжение опубликовано не было.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерацией субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) изменение границ муниципальных образований, включение земельных участков в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов в установленном порядке относилось к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Положениями статьи 1, подпункта 3 пункта 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 3 мая 2006 г. N 22-З "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл" правовое регулирование административно-территориального устройства Республики Марий Эл осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Марий Эл. К полномочиям Правительства Республики Марий Эл по вопросам административно-территориального устройства Республики Марий Эл относится установление, изменение границ (черты) населенных пунктов.
Исходя из положений указанного федерального законодательства следует, что включение земельных участков в границы населенных пунктов производится путем принятия нормативных правовых актов.
Учитывая, что оспариваемое распоряжение Правительства Республики Марий Эл, по сути, является нормативным правовым актом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что при издании Распоряжения были допущены нарушения требований к форме нормативного акта и порядка его опубликования.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся в том числе земли национальных парков. Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую, в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 111 значится национальный парк "Марий Чодра", Республика Марий Эл.
Согласно материалам лесоустройства земельные участки находятся в квартале 17, выдел 24 Мушмаринского лесхоза (устройство 1966 года), квартале 5, выделы 42, 43 Яльчинского лесничества (устройство 1977 года), квартале 5, выделы 41, 30 Яльчинского лесничества (устройство 1984 года), квартале 5, выдел 33 Яльчинского лесничества (устройство 1994 года), квартале 5, выделы 33, 66 Яльчинского лесничества (устройство 2004 года).
Данные сведения содержатся в материалах проекта организации и ведения лесного хозяйства национального парка "Марий Чодра" Республики Марий Эл, пояснительная записка, книга 1, 2004 - 2005 годы.
Согласно Положению о национальном парке "Марий Чодра", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 года N 91, квартал 5 Яльчинского лесничества в полном объеме входит в рекреационную функциональную зону национального парка.
Территориально указанные земли находятся в границах муниципального образования "Обшиярское сельское поселение" Волжского муниципального района Республики Марий Эл, в непосредственной близости от озера Кичиер.
Исходя из изложенного земельные участки, включенные оспариваемым Распоряжением в границы поселка Кичиер Волжского района, расположенные в границах национального парка "Марий Чодра", являются федеральной собственностью. Документов, подтверждающих отчуждение земельных участков из федеральной собственности в материалах дела не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интелкомплект+" - без удовлетворения.