ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 43-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котелевской А.С. о признании недействующим приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 28 ноября 2017 г. N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям" по апелляционной жалобе Котелевской А.С. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Русских А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 28 ноября 2017 г. N 21/36 (далее - приказ от 28 ноября 2017 г. N 21/36) установлены:
долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" (далее - ООО "Управляющая компания Хохряковская", общество) на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (пункт 1, приложение 1);
тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям, действующие с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года (пункты 2 и 3, приложение 2).
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 4 декабря 2018 г. N 19/28 (далее - приказ от 04 декабря 2018 г. N 19/28) в приказ от 28 ноября 2017 г. N 21/36 внесены изменения.
Названные приказы размещены на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru).
Котелевская А.С. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа от 28 ноября 2017 г. N 21/36 (в редакции приказа от 04 декабря 2018 г. N 19/28).
В обоснование заявленных требований указала на то, что тарифы, установленные оспариваемым нормативным актом, являются завышенными и установлены с нарушением действующего законодательства, влекут увеличение платы за услуги теплоснабжения и нарушают ее право на оплату названных коммунальных услуг по экономически обоснованной цене. Административный истец полагает, что орган регулирования не обеспечил получение от регулируемой организации необходимых документов, что привело к включению в тариф необоснованных расходов по арендной плате, по оплате работ и услуг производственного характера и иных, выполняемых сторонними организациями, по приобретению холодной воды и электрической энергии.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Котелевская А.С. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, а также прокуратурой Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний N 760-э.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Управляющая компания Хохряковская" является управление эксплуатацией жилищного фонда, при этом общество осуществляет производство и передачу тепловой энергии.
ООО "Управляющая компания Хохряковская" 5 мая 2017 г. обратилось в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с заявлением об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии на долгосрочный период регулирования на 2018 - 2020 годы с использованием метода долгосрочной индексации на 3 года.
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 10 мая 2017 г. N 04-01/163 по инициативе органа регулирования открыто тарифное дело, выбран метод индексации установленных тарифов.
Приказом от 28 ноября 2017 г. N 21/36 для ООО "Управляющая компания Хохряковская" с использованием метода индексации установленных тарифов установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования на 2018 - 2020 годы, а также действующие в течение указанного периода (с календарной разбивкой) тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям.
8 мая 2018 г. на основании заявления ООО "Управляющая компания Хохряковская" от 28 апреля 2018 г. Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики издан приказ N 01-05/206, об открытии дела о корректировке установленных обществу долгосрочных тарифов на 2019 год.
По результатам рассмотрения представленных документов и проведенной органом регулирования экспертизы принят приказ от 04 декабря 2018 г. N 19/28, которым приложение 2 к приказу от 28 ноября 2017 г. N 21/36 изложено в новой редакции.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением как собственник жилого помещения, теплоснабжение которого осуществляется ООО "Управляющая компания Хохряковская", Котелевская А.С. указывала на то, что установленный обществу тариф является завышенным, что при его расчете органом регулирования учтены экономически необоснованные расходы.
Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из того, что приказ от 28 ноября 2017 г. N 21/36 и приказ от 04 декабря 2018 г. N 19/28 о внесении в него изменений приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний, исследовал материалы тарифного дела и пришел к выводу о том, что порядок установления и корректировки тарифа органом регулирования соблюден.
Отклоняя соответствующие доводы административного истца, суд указал, что при расчете оспариваемых тарифов с применением метода индексации установленных тарифов органом регулирования учтены все необходимые показатели, а произведенные им расчеты обоснованны.
С учетом изложенного суд отказал в удовлетворении административного искового заявления, поскольку установил, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Выводы суда в части учета органом регулирования в составе необходимой валовой выручки ООО "Управляющая компания Хохряковская" расходов по приобретению холодной воды и электрической энергии, по оплате работ и услуг производственного характера и иных, выполняемых сторонними организациями, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний N 760-э).
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).
Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности включения в необходимую валовую выручку регулируемой организации вышеназванных оспариваемых административным истцом статей затрат.
Так, является верным вывод суда об обоснованности включения в оспариваемый тариф расходов на приобретение холодной воды исходя из стоимости 19,68 руб./куб. м.
Данные расходы рассчитаны с учетом действовавших на момент принятия приказа от 04 декабря 2018 г. N 19/28 тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), утвержденных для МУП "Хохряковское ЖКХ" приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 30 октября 2015 г. N 20/45 (в размере 19,49 руб./куб. м), с применением индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на второе полугодие 2019 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 2490-р (в размере 2%). Оснований для учета этих расходов в ином размере, в том числе указанном административным истцом, у органа регулирования не имелось.
Стоимость приобретения обществом в целях осуществления регулируемой деятельности электрической энергии учтена в размере 5,25 руб./кВт.ч, полученном в результате мониторинга нерегулируемых цен на электрическую энергию, поставляемую гарантирующим поставщиком ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Данный вывод основан на правильном толковании взаимосвязанных норм Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, в силу которых электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
Таким образом, вопреки доводам административного истца данные расходы не могли быть рассчитаны исходя из стоимости электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей (в размере 2,62 руб./кВт.ч), по которой ООО "Управляющая компания Хохряковская" электрическую энергию в целях осуществления регулируемой деятельности не приобретает.
Положения пунктов 57 - 60, 71 Основ ценообразования, пункта 37 Методических указаний N 760-э позволяют включать в необходимую валовую выручку регулируемой организации при определении базового уровня операционных расходов, в том числе, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, а также расходы на оплату выполняемых по договорам с организациями иных работ и услуг.
Следовательно, орган регулирования правомерно учел заявленные ООО "Управляющая компания Хохряковская" в рамках данной статьи расходы по договору от 30 сентября 2016 г. N 115-074/16 (в размере 900,00 тыс. руб.), а также по иным договорам, представленным в материалы дела об установлении тарифов (в размере 382,02 тыс. руб.), поскольку они документально подтверждены надлежащими обосновывающими документами и признаны экономически обоснованными.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы, касающиеся приведенных статей расходов, поскольку эти доводы повлечь отмену вынесенного по делу решения в вышеназванной части не могут.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о включении органом регулирования в необходимую валовую выручку расходов общества на арендную плату в сумме 376,12 тыс. руб. исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В силу пункта 29 Методических указаний N 760-э амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (пункт 59 Методических указаний N 91н).
Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний N 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний N 91н).
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний N 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
При этом пунктом 14 Методических указаний N 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.
По делу установлено, что между ООО "ЮКЦ "Содействие" (арендодатель) и ООО "Управляющая компания Хохряковская" (арендатор) заключен договор аренды помещения с оборудованием от 7 марта 2017 г., по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование:
помещение котельной, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, микрорайон Богатыри (приложение 1);
оборудование, находящееся в помещении котельной (приложение 2);
сети по передаче энергоресурсов (приложение 3).
За пользование указанными помещением, оборудованием и сетями арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в размере 100 000 рублей в месяц (пункт 3.1).
Как следует из приложения 36 к протоколу N 21 заседания Комиссии по тарифному регулированию Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 28 ноября 2017 г., составленному при установлении тарифа, в составе неподконтрольных расходов учтены затраты по статье "Арендная плата производственных объектов" в размере 376,12 тыс. руб. при заявленных обществом 1 200,00 тыс. руб. Снижения размера затрат по данной статье обосновано положениями пункта 45 Основ ценообразования - учтены расходы на амортизацию арендованного имущества из расчета нормы амортизации 10% в год (300 тыс. руб.) и сумма налога на имущество из расчета 2,2% от остаточной стоимости объекта (62,7 тыс. руб.). Расходы приняты в размере расходов, учтенных в предыдущем регулировании тарифа на 2017 год.
Аналогичные данные указаны в приложении 28 к протоколу N 19 заседания Комиссии по тарифному регулированию Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 4 декабря 2018 г., составленному при корректировке тарифа на 2019 год.
В материалы дела об установлении тарифов ООО "Управляющая компания Хохряковская" представлены инвентарная карточка на объект автоматизированная водогрейная блочно-модульная котельная, письма ООО "ЮКЦ "Содействие" от 10 ноября 2017 г. N 20, от 15 ноября 2018 г. N 13 в адрес ООО "Управляющая компания Хохряковская", а также письма ООО "Управляющая компания Хохряковская" от 15 ноября 2017 г. N 17, от 21 ноября 2018 г. N 24 в адрес органа регулирования, содержащие расчет экономически обоснованного уровня расходов по договору аренды помещения котельной с оборудованием в размере 376,12 тыс. руб.:
амортизация - в размере 311,1 тыс. руб. (исходя из балансовой стоимости котельной 3 111,1 тыс. руб.), срок амортизации - 10 лет (в соответствии с отнесением к пятой группе классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы);
налог на имущество - в размере 2,2% от среднегодовой стоимости объекта в сумме 65,02 тыс. руб.
Балансовая стоимость указанного имущества и суммы амортизационных отчислений по состоянию на ноябрь 2017 года и по состоянию на ноябрь 2018 года не изменились. Как следует из позиции органа регулирования, в таком же размере затраты учитывались и при утверждении тарифа на 2017 год.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Котелевской А.С. - без удовлетворения.