ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2019 г. N 18-АПА19-58
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Росмонтаж-2" на решение Краснодарского краевого суда от 27 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Согласно пункту 56981 перечня нежилое помещение с кадастровым номером 23:47:0309018:1664, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, пр. Ленина, д. 47а, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Также указанное помещение под пунктом 63148 включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008, и под пунктом 75355 - в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043.
ООО "Росмонтаж-2", являющееся собственником названного выше помещения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права общества, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество юридических лиц.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 мая 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Росмонтаж-2" Зафиров С.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с указанными выводами суда согласилась.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения помещения с кадастровым номером 23:47:0309018:1664 в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества на 2017, 2018 и 2019 годы, поскольку оно имеет наименование "нежилое помещение - офис N 1".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции в полной мере не согласилась.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом и видно из технических паспортов, нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, имеет наименование: нежилое помещение - офис N 1, расположено в административном здании, в котором занимает: подвал (назначение частей помещения: вспомогательная), 1 этаж (назначение частей помещения: холл, лестничная клетка, гараж), 2 этаж (назначение частей помещения: лестничная клетка, кабинет, коридор, туалет, вспомогательная), 3 этаж (назначение частей помещения: лестничная клетка, кабинет (2), вспомогательная (2), санузел), 4 этаж (назначение частей помещения: лестничная клетка, кабинет, умывальная (2), туалет (2), вспомогательная), 5 этаж (назначение частей помещения: лестничная клетка, кабинет (2), вспомогательная (2), туалет), мансарда (назначение частей помещения: лестничная клетка, актовый зал, туалет, вспомогательная).
Как следует из объяснений административного ответчика, помещение признано подлежащим включению в перечни объектов недвижимого имущества исходя из указанного в Едином государственном реестре недвижимости его наименования: нежилое помещение - офис N 1.
При таких данных суд пришел к выводу о том, что наименование помещения предусматривает и допускает возможность его использования для офиса, в связи с чем, оно обоснованно включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
Между тем вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в той части, в которой данная норма применена при формировании перечня на 2017 год, поскольку, как указывалось выше, такой критерий отнесения помещения к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости, как наименование введен Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, поэтому в рассматриваемом случае наименование помещения, приведенное в техническом паспорте и в Едином государственном реестре недвижимости, могло учитываться только при формировании перечней объектов недвижимого имущества на 2018 и 2019 годы, в которые спорное помещение было обоснованно включено исходя из этого обстоятельства, и не могло быть принято во внимание при формировании перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отмене обжалуемого решения Краснодарского краевого суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим пункта 56981 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, основанного на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и принятии по настоящему административному делу нового решения в указанной части об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 мая 2019 года в части отказа в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 56981 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, отменить и принять в указанной части новое решение, которым административный иск ООО "Росмонтаж-2" удовлетворить.
Пункт 56981 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, признать не действующими со дня принятия указанного приказа.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Росмонтаж-2" - без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".