ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2019 г. N 58-АПА19-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федорова Александра Олеговича на решение Хабаровского краевого суда от 30 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Магистрального одномандатного избирательного округа N 7 по выборам депутата Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва от 17 июля 2019 года N 9/20 "О регистрации Исакова Евгения Николаевича кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Федорова А.О. - Рудакова А.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае - Матюшкиной О.М., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 года N 2087 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии Магистрального одномандатного избирательного округа N 7 от 17 июля 2019 года N 9/20 Исаков Евгений Николаевич, выдвинутый региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Магистральному одномандатному избирательному округу N 7.
Не согласившись с таким решением, Федоров Александр Олегович, выдвинутый Хабаровским региональным отделением всероссийской политической партии "Единая Россия" и зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене данного решения избирательной комиссии. В обоснование своих требований заявитель указал, что кандидат в депутаты может быть выдвинут только решением регионального отделения избирательного объединения, в то время как решение о выдвижении Исакова Е.Н. было принято на конференции местного отделения политической партии. Кроме того, названная конференция являлась неправомочной. Исаковым Е.Н. также не представлены в избирательную комиссию сведения о том, что не имеется изменений в данных о кандидате, ранее представленных им с заявлением о согласии баллотироваться.
Решением Хабаровского краевого суда от 30 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Федоров А.О. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы региональным отделением политической партии "Справедливая Россия", Исаковым Е.Н. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Хабаровского края, сделав обоснованный вывод о том, что Исаков Е.Н. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 органом, к компетенции которого отнесено принятие такого решения, иных нарушений порядка его выдвижения не допущено.
Согласно части 2 статьи 33 и части 1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (часть 18 статьи 38 указанного федерального закона).
В соответствии с пунктами "б" и "в" части 24 статьи 38 этого же федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В статье 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" указано, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2).
Как следует из материалов административного дела, 2 июля 2019 года Исаков Е.Н. обратился в окружную избирательную комиссию Магистрального одномандатного избирательного округа N 7 с заявлением о согласии баллотироваться, приложив к нему выписку из протокола конференции регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае от 30 июня 2019 года, на которой принято решение о его выдвижении кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
Проверяя соблюдение порядка выдвижения кандидата, суд первой инстанции установил, что решением Совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае от 10 июня 2019 года N 20СРО созвана конференция регионального отделения партии на 30 июня 2019 года с местом проведения в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Норма представительства определена - один делегат от пятнадцати членов партии. В повестку дня конференции включены вопросы о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе по Магистральному одномандатному избирательному округу N 7.
Решением президиума центрального совета политической партии "Справедливая Россия" от 28 июня 2019 года N 351ПР кандидатура Исакова Е.Н. согласована для выдвижения кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Магистральному одномандатному избирательному округу N 7.
Из протокола конференции регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае от 30 июня 2019 года следует, что данная конференция проводилась в городе Комсомольске-на-Амуре, в ее работе принимало участие 14 делегатов, общее число членов партии, состоящих на учете в региональном отделении, - 323 человека. По результатам тайного голосования участвующими в работе конференции делегатами единогласно было принято решение о выдвижении Исакова Е.Н. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Магистральному одномандатному избирательному округу N 7.
При этом на конференции присутствовал представитель избирательной комиссии Хабаровского края - председатель территориальной избирательной комиссии города Комсомольска-на-Амуре. 30 июня 2019 года им была составлена справка (отчет) о результатах прошедшей конференции. Содержание справки подтверждает, что в городе Комсомольске-на-Амуре 30 июня 2019 года проходила конференция регионального отделения политической партии, нарушений при ее проведении не допущено, тайным голосованием кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Магистральному одномандатному избирательному округу N 7 выдвинут Исаков Е.Н.
Оценив содержание представленных материалов и правильно применив положения статей 28 и 29 устава политической партии "Справедливая Россия", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Исаков Е.Н. был выдвинут кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Магистральному одномандатному избирательному округу N 7 органом, к компетенции которого отнесено принятие такого решения. Состав присутствующих на конференции регионального отделения политической партии делегатов был правомочен принимать решения, включенные в повестку дня, так как на ней присутствовало более половины делегатов, подлежащих выдвижению местными отделениями (от 323 состоящих на учете членов партии надлежало избрать на конференцию 21 делегата, на конференции их присутствовало 14); присутствующие делегаты представляли более половины состоящих на учете членов партии (14 x 15 = 210); решение принято тайным голосованием, за его принятие проголосовали все присутствующие делегаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о выдвижении Исакова Е.Н. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва фактически было принято на конференции (общем собрании) местного отделения политической партии, противоречат изложенным доказательствам, получившим надлежащую оценку в обжалуемом решении суда. Каких-либо сомнений в правильности такой оценки у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Технические опечатки, допущенные в выписке из протокола конференции регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае от 30 июня 2019 года, которую Исаков Е.Н. представил в избирательную комиссию одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, были устранены путем представления в избирательную комиссию за день до дня заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации, уточненного текста протокола. Такие действия в полной мере соответствуют положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Обстоятельства проведения собраний местными отделениями политической партии "Справедливая Россия" в Хабаровском крае, причины отсутствия на конференции регионального отделения кандидатов от некоторых местных отделений партии выходят за рамки предмета доказывания по настоящему делу о защите избирательных прав, легитимность (кворум) конференции регионального отделения политической партии с достоверностью подтвержден.
Ссылка административного истца на непредставление Исаковым Е.Н. в избирательную комиссию заявления о том, что не имеется изменений в данных о кандидате, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в регистрации указанного кандидата.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 48 Избирательного кодекса Хабаровского края для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, кандидат помимо прочего представляет сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с требованиями настоящего кодекса.
Учитывая приведенную правовую норму, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сведения, сообщенные о себе Исаковым Е.Н. в заявлении о согласии баллотироваться, остаются неизменными, поэтому представлять в избирательную комиссию заявление с указанием на отсутствие таких изменений он был не обязан.
Следовательно, оспариваемое постановление избирательной комиссии о регистрации Исакова Е.Н. кандидатом в депутаты было принято в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса Хабаровского края и является законным.
В этой связи оснований для отмены обжалуемого решения Хабаровского краевого суда не имеется.
Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе, полностью повторяют его правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую оценку в обжалуемом судебном решении. Оснований не согласиться с выводами суда, основанными на правильном применении законодательства Российской Федерации о выборах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова А.О. - без удовлетворения.