ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2019 г. N 41-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Донецка Ростовской области "Исток" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25 декабря 2018 г. N 88/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Исток" (ИНН 6145004225), город Донецк, на 2019 - 2021 годы" по апелляционным жалобам муниципального унитарного предприятия города Донецка Ростовской области "Исток" и Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 21 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия города Донецка Ростовской области "Исток" Кандыбки А.И., свидетеля Жидковой С.Е., представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкого Е.А., свидетеля Киселевой И.П. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное унитарное предприятие города Донецка Ростовской области "Исток" (далее - МУП "Исток" г. Донецка) обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25 декабря 2018 г. N 88/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Исток" (ИНН 6145004225), город Донецк, на 2019 - 2021 годы".
Решением Ростовского областного суда от 21 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная служба по тарифам Ростовской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
МУП "Исток" г. Донецка также обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований предприятия относительно объема полезного отпуска воды и объема принимаемых сточных вод, оплаты труда и отчислений на социальные нужды основного производственного персонала, административно-управленческого персонала, расходов на горюче-смазочные материалы, прочих производственных расходов, административных расходов, нормативной прибыли и налога на прибыль, расходов на оплату работ и (или) услуг, выполняемых сторонними организациями, расходов на реагенты.
Относительно апелляционных жалоб Региональная служба по тарифам Ростовской области и прокуратура Ростовской области представили отзыв и возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, отзыве и возражениях на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила следующее.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - РСТ Ростовской области) является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2.1.4 Положения о региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. N 20).
Постановлением РСТ Ростовской области от 25 декабря 2018 г. N 88/3 утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Исток" город Донецк с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. (по полугодиям) согласно приложению N 1, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения согласно приложению N 2.
В качестве долгосрочных параметров регулирования утверждены показатели базового уровня операционных расходов на питьевую воду и на водоотведение, уровень потерь воды, удельного расхода электрической энергии.
Обращаясь с административным исковым заявлением в суд предприятие исходило из того, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению, поскольку при утверждении тарифов органом регулирования необоснованно исключены из состава необходимой валовой выручки затраты, в заявленных предприятием размерах, по заработной плате, страховым взносам, расходы на горюче-смазочные материалы, расходы на приобретение электроэнергии, административные расходы, расходы на оплату работ, выполняемых сторонними организациями, прочие производственные расходы, размеры нормативной прибыли и налога на прибыль, расходы на приобретение реагентов при водоотведении. Кроме того, административный истец указал на неверно определенные органом регулирования показатели полезного отпуска воды, потерь питьевой воды при производстве и транспортировке, а также на ошибочный расчет водопотребления на собственные нужды предприятия.
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что долгосрочные тарифы устанавливаются, в том числе, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Судом установлено, что МУП "Исток" с 2019 года является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Донецка Ростовской области. В предшествующий период такой организацией являлось ОАО "Исток", признанное банкротом.
МУП "Исток" г. Донецка 29 октября 2018 г. обратилось в РСТ Ростовской области с заявлением об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 год с применением метода экономически обоснованных расходов.
В качестве метода регулирования тарифов РСТ Ростовской области выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.
Органом регулирования 06 ноября 2018 г. открыто дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2021 годы методом индексации.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования, в том числе операционных расходов, неподконтрольных расходов и расходов на приобретение электрической энергии и топлива.
Согласно пунктам 44, 45 Методических указаний N 1746-э операционные расходы включают в себя: 1) производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16 - 18 Методических указаний, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов); 2) ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 Методических указаний; 3) административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 настоящих Методических указаний; сбытовые расходы.
Операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по соответствующей формуле.
В силу пункта 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются: а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; б) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; в) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; е) расходы на общехозяйственные расходы; ж) прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
В силу пункта 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. Потери питьевой воды при производстве и транспортировке рассчитываются на основании приказа Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке".
РСТ Ростовской области уменьшила заявленные предприятием расходы по потерям воды в размере 37,40% и приняла их в размере 37,33%.
В качестве основания корректировки орган регулирования сослался на Протокол заседания Общественного совета при РСТ N 7 от 26 июля 2018 г. N 4. При расчете РСТ Ростовской области приняты за основу фактические показатели потерь воды по ОАО "Исток" в 2017 году.
Административным ответчиком также пояснено, что величина 37,33% содержится в Стандарте раскрытия информации предприятия.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, проанализировав представленное в материалы тарифного дела экспертное заключение ООО "ЦЭИТ" по расчету неучтенных расходов и потерь воды, согласно которому объем неучтенных расходов и потерь воды составляет 2 129,52 тыс. куб. м, в том числе: технологические (собственные) нужды - 193,85 тыс. куб. м; потери воды - 935,67 тыс. куб. м (37,40% к отпуску в сеть), сделал вывод о необоснованном уменьшении органом регулирования расходов по потерям воды до 37,33%.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Исключая расходы на потребление воды на собственные нужды в размере 193.85 тыс. руб., орган регулирования указал на отсутствие документального подтверждения расходов в заявленном размере, а также на принятие этих расходов на уровне действующего тарифа в затратах по потерям воды.
Не соглашаясь с данным выводом органа регулирования, суд первой инстанции сослался на его несоответствие требованиям приказа Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 640/пр, согласно разделу II которого расходы воды при производстве питьевой воды, технической воды включают в себя технологические расходы (расходы на собственные нужды станций водоподготовки), расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы.
В состав технологических расходов при производстве воды (расходов на собственные нужды станций водоподготовки) включаются расходы на промывку технологических сооружений (смесителей, камер реакции, отстойников, фильтров, резервуаров чистой воды) и прочие технологические расходы (расходы на нужды насосных станций; расходы на отбор проб; расходы на работу технологического оборудования; расходы на промывку, ремонтные работы и дезинфекцию технологических трубопроводов; расходы воды, связанных с водоподготовкой котельных, водогрейных котлов, подогревателей, охлаждением оборудования котельных, промывкой водогрейных котлов и подогревателей).
Данным приказом предусмотрены соответствующие формулы расчета расхода воды на обслуживание технологических сооружений и отдельно на потери воды.
Согласно материалам дела объем неучтенных расходов на технологические (собственные) нужды - 193,85 тыс. куб. м, подтверждается расчетом, содержащимся в экспертном заключении ООО "ЦЭИТ".
Признавая необоснованными выводы органа регулирования в этой части, суд первой инстанции указал на то, что в нарушение пункта 26 Правил регулирования тарифов РСТ Ростовской области не дана оценка экспертному заключению ООО "ЦЭИТ", а также не опровергнута обоснованность расчетов неучтенных расходов на потребление воды на собственные нужды и потерь воды.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным.
При расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для МУП "Исток" на 2019 - 2021 годы полезный отпуск воды и сточных вод принят органом регулирования по заявке предприятия: в сфере водоснабжения - 1 566,44 тыс. куб. м, и водоотведения - 1 382,59 тыс. куб. м.
В соответствии с пунктами 5 - 6 Методических указаний N 1746-э при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.
Объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
РСТ Ростовской области использованы данные об объемах полезного отпуска воды ОАО "Исток" за 2014 - 2017 годы в соответствии со Стандартами раскрытия информации (в сфере водоснабжения: 2014 г. - 1 606,84 тыс. куб. м, 2015 г. - 1 612,97 тыс. куб. м, 2016 г. - 1 596,36 тыс. куб. м, 2017 г. - 1 535,71 тыс. куб. м; в сфере водоотведения: 2014 г. - 1 434,50 тыс. куб. м, 2015 г. - 1 242,16 тыс. куб. м, 2016 г. - 1 341,72 тыс. куб. м, 2017 г. - 1 342,78 тыс. куб. м).
Согласно материалам дела МУП "Исток" г. Донецка заявлен дополнительный расчетный объем в размере 88,51 тыс. куб. м, планируемый на 2019 год для отпуска новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения, в соответствии с формулой 1 Методических указаний N 1746-э.
Поскольку в материалы тарифного дела предприятием не представлен перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, проверить расчетное значение для отпуска воды и сточных вод новым абонентам тарифный орган не имел возможности. В связи с чем при расчете тарифов объемы полезного отпуска воды и сточных вод приняты органом регулирования в объемах согласно заявке МУП "Исток" г. Донецка.
Суд первой инстанции признал данный вывод органа регулирования обоснованным.
Доводы МУП "Исток" г. Донецка предприятия о том, что объем воды, планируемый к отпуску, а также планируемый объем стоков, принимаемых от абонентов в 2019 году завышен предприятием вследствие неточности округления показателей и учета объема воды новым абонентам в размере 88,51 тыс. куб. м, и должен составлять в сфере водоснабжения 482,73 тыс. куб. м и в сфере водоотведения 1 290,50 тыс. куб. м со ссылкой на экспертные заключения ООО "Компания Эркон" N 021 и N 022, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку указанные экспертные заключения подготовлены ООО "Компания Эркон" в 2019 году, и не являлись предметом рассмотрения РСТ Ростовской области при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для МУП "Исток" г. Донецк на 2019 - 2021 годы.
Согласно экспертному заключению органа регулирования расходы на приобретение электрической энергии и топлива, заявленные предприятием на 2019 год в размере 47 056,61 тыс. руб. в сфере водоснабжения, 3 468,13 тыс. руб. в сфере водоотведения, учтены органом регулирования в размере 30 432,43 тыс. руб. по водоснабжению и 1150 тыс. руб. по водоотведению.
Предприятием также заявлены к утверждению в качестве долгосрочного параметра регулирования удельный расход электроэнергии по водоснабжению в размере 2,81 кВт.ч/куб. м, по водоотведению - 0,168 кВт.ч/куб. м, принятые органом регулирования в размере 2,09 кВт.ч/куб. м и 0,140 кВт.ч/куб. м в сфере водоснабжения и водоотведения соответственно.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.
В силу пункта 20 Методических указаний N 1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 3, 14, 15, 18 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Минстроя и ЖКХ России от 4 апреля 2014 г. N 162/пр, плановые значения энергетической эффективности определяются с учетом утвержденных регулируемыми организациями программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Программы должны содержать мероприятия по энергосбережению, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от этих мероприятий.
Согласно пункту 2 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340, а также разделу IV Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы на услуги которых устанавливаются РСТ Ростовской области, утвержденных постановлением РСТ Ростовской области 31 марта 2015 г. N 11/2, удельный расход электроэнергии на 1 куб. м - показатель, отражающий годовой расход электрической энергии к годовому объему производимой услуги. Формируется регулируемой организацией в размере, не превышающем величину, определенную по результатам обязательного энергетического обследования или включенную в расчет тарифа на соответствующую услугу на текущий период регулирования (до проведения обязательного энергетического обследования), и имеет тенденцию к снижению в последующие годы. Корректировка данного показателя в сторону увеличения возможна в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности регулируемой организации.
Учитывая, что предприятием в материалы тарифного дела не предоставлено доказательств проведения энергетического обследования сетей, свидетельствующего об изменении удельного расхода электроэнергии, плановое значение удельного расхода электрической энергии обоснованно принято органом регулирования в размере 2,09 кВт.ч/куб. м на уровне плановых значений 2018 года.
Вместе с тем, принятый органом регулирования объем покупной энергии в размере 5 223, 97 тыс. кВт.ч (водоснабжение) подлежит корректировке, поскольку он рассчитан с учетом планового удельного расхода электроэнергии (2,09 кВт.ч/куб. м) и объема воды из источников водоснабжения (2 499, 51 тыс. куб. м), который принят без учета расходов на потребление на собственные нужды (193,85 тыс. куб. м) и с заниженной величиной потери воды (37,33% или 933,07 тыс. куб. м).
При таких обстоятельствах расходы на приобретение электрической энергии в сфере водоснабжения в размере 30 432,43 тыс. руб. являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 17 Методических указаний N 1746-э при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Согласно экспертному заключению расходы по статье затрат "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала", заявленные предприятием в сфере водоснабжения в размере 25 860,58 тыс. руб. и в сфере водоотведения в размере 14 102,94 тыс. руб., приняты органом регулирования в размерах 16 076,94 тыс. руб. и 10 534,94 тыс. руб. по водоснабжению и водоотведению соответственно.
Указанные расходы рассчитаны РСТ Ростовской области исходя из заявленной МУП "Исток" г. Донецка численности, не превышающей уровень нормативной численности, рассчитанной в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66 "Об утверждении рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - рекомендации Госстроя России N 66), и параметров Отраслевого тарифного соглашения по ЖКХ Ростовской области на 2017 - 2019 годы: тарифной ставки рабочего I разряда на 2019 год - 5 547 руб.; коэффициента особенностей работ - 1,4, среднего тарифного коэффициента, рассчитанного в соответствии со штатным расписанием; процентов премирования, принятых по предложению предприятия.
Величина страховых взносов от фонда оплаты труда основного производственного персонала в сфере водоснабжения принята органом регулирования в размерах 4 855,24 тыс. руб., и в сфере водоотведения - 3 181,55 тыс. руб., определенных в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации - 30% от фонда оплаты труда основного производственного персонала и согласно уведомлению о размерах страховых взносов Фонда социального страхования - 0,2% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, рассчитанные РСТ Ростовской области исходя из пропорции: численность административно-управленческого персонала к численности основного производственного персонала, заявленной МУП "ИСТОК", в соотношении 0,22% на 2019 год приняты органом регулирования: по водоснабжению в размере 3 764,89 тыс. руб., по водоотведению - 2 2421,55 тыс. руб.
Принимая решение, суд первой инстанции согласился с данным определением указанных расходов.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об обоснованном применении органом регулирования при определении названных расходов Рекомендаций Госстроя России N 66, а именно об установлении данными рекомендациями соотношения численности административно-управленческого персонала к численности основного производственного персонала МУП "ИСТОК" г. Донецка в размере 0,22%, поскольку расчет такого коэффициента указанными рекомендациями не предусмотрен. Такой порядок не основан на нормах действующего законодательства. Применение некоего множителя в отсутствие соответствующего экономического и правового обоснования, определение его размера самостоятельно, способом, не позволяющим проверить его обоснованность, свидетельствует о произвольном установлении тарифов органом регулирования, что противоречит принципам государственного регулирования цен.
Согласно пункту 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Согласно экспертному заключению по статье "Расходы на сырье и материалы по видам реагентов, горюче-смазочные материалы, материалов и малоценных средств" заявленные предприятием расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в сфере водоснабжения и водоотведения в размерах 3 477,33 тыс. руб. и 2 252,02 тыс. руб., приняты органом регулирования по водоснабжению в размере 673,32 тыс. руб., по водоотведению в размере 356,33 тыс. руб.
В силу пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, а также цены, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В связи с непредставлением МУП "Исток" г. Донецка обосновывающих указанные затраты документов, в том числе договоров, заключенных на торгах, расходы на ГСМ и реагенты (гипохлорид натрия) определены РСТ Ростовской области исходя из фактических затрат ОАО "Исток" по итогам 2017 года с применением ИПЦ 2018 и 2019 годов.
Признавая необоснованным данный расчет, суд первой инстанции исходил из того, что органом регулирования не дана оценка представленным в материалы тарифного дела договорам и не проанализирована экономическая обоснованность цен как на ГСМ, так и на гипохлорид натрия.
Вместе с тем, принимая во внимание, что все имущество, в том числе транспортные средства, ОАО "Исток" в полном объеме передано МУП "Исток" г. Донецка, изменение состава автотранспортных средств за 2018 год и на момент установления тарифов не производилось, маршруты обслуживания не менялись, то при расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения для МУП "Исток" г. Донецка на 2019 - 2021 годы расходы на ГСМ и реагенты обоснованно приняты органом регулирования исходя из фактических расходов ОАО "Исток" за 2017 год с учетом сценарных условий развития экономики Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Методических указаний N 1746-э прочие производственные расходы - это непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения расходы, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод; расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод; расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.
При расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для МУП "Исток" г. Донецка на 2019 - 2021 годы прочие производственные расходы учтены по водоснабжению в размере 155,93 тыс. руб., по водоотведению - 250,54 тыс. руб. в соответствии с представленными предприятием обосновывающими документами.
Из состава затрат обоснованно исключены расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, на подготовку к лицензированию и регистрацию имущества в связи с отсутствием обосновывающих данные расходы документов.
Заявленные предприятием расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта скорректированы органом регулирования в связи отсутствием документального подтверждения экономической обоснованности увеличения объема закупаемых товаров и услуг, и приняты в размере 120,60 тыс. руб., на основании договоров, заключенных с ИП Васильченко на приобретение автошин. Также учтены расходы на приобретение вспомогательных материалов и запасных частей в сумме 35,33 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Согласно экспертному заключению расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, заявленные предприятием к включению в тариф в размере 865,64 тыс. руб., учтены органом регулирования в размере 459,75 тыс. руб. со ссылкой на представленный предприятием в материалы тарифного дела договор на оказание услуг по ремонту на сумму 459,75 тыс. руб., заключенный по результатам торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также на локальную смету и дефектный акт.
Принимая решение, суд первой инстанции, проанализировав Производственную программу предприятия в сфере водоотведения на 2016 - 2018 года, содержащую перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения, установил, что планируемые расходы на ремонт составляют 865,64 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 17(1) Правил регулирования тарифов при установлении тарифов для организации, в отношении которой государственной регулирование тарифов ранее не осуществлялось, документы, указанные в подпунктах "л" - "н" пункта 17 Правил, к заявлению об установлении тарифов не прилагаются.
Таким образом, учитывая, что в отношении МУП "Исток" г. Донецка государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, и исходя из подпункта "л" пункта 17 Правил регулирования тарифов, при обращении за установлением тарифов на питьевое водоснабжение копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок) к заявлению не прилагаются, а также принимая во внимание, что данные об объемах ремонтных работ и суммах на выполнение данных работ содержатся в утвержденной в соответствии с действующим законодательством.
Производственной программе предприятия, и подтверждаются локальными сметными расчетами и дефектными ведомостями, расходы по названной статье затрат подлежат включению в необходимую валовую выручку предприятия в заявленном административным истцом размере 865,64 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению расходы по статье "Административные расходы" снижены органом регулирования с 39 294,55 тыс. руб. до 5 899,16 тыс. руб. (по водоснабжению) и с 9 163,56 тыс. руб. до 3 099,21 тыс. руб. (по водоотведению).
Принимая решение, суд первой инстанции признал обоснованным исключение органом регулирования из состава необходимой валовой выручки расходы по водоснабжению на информационные услуги в размере 44,74 тыс. руб., на услуги ТО средств измерения - 5,57 тыс. руб., на материалы инвентарь общехозяйственного назначения - 34,19 тыс. руб., на услуги транспортных компаний по доставке грузов - 16,23 тыс. руб., по текущему ремонту и обслуживанию ТС - 111, 42 тыс. руб., по содержанию оргтехники - 95,06 тыс. руб., по справкам - 25,61 тыс. руб.; и по водоотведению на медосмотр в размере - 31,04 тыс. руб., на услуги ТО средств измерения - 1,21 тыс. руб., на охрану труда - 94,79 тыс. руб., в связи с отсутствием документального подтверждения названных расходов.
Также органом регулирования обоснованно полностью исключены расходы по агентскому договору (ЕРЦ), инкассация в размере 1 919,79 тыс. руб. в связи с тем, что функции по подготовке документов - справок о регистрации по месту жительства для подачи исков о взыскании долгов входят в компетенцию абонентского отдела ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний N 1746-э при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
На основании этого правила в тарифе могут учитываться расходы на оказание перечисленных услуг в домах частного сектора, с непосредственной формой управления, то есть там, где управляющими организациями не взимается плата, учитываемая в расходах на содержание общего имущества.
Так при расчете органом регулирования из состава административных расходов правомерно исключены затраты на изготовление, доставку счетов-извещений, на посреднические услуги по приему платежей от населения по договору от 19 апреля 2017 г. N 04/2017/10, заключенному между ООО "ЕРИЦ "Южный" и ОАО "Исток" и дополнительному соглашению N 1 к названному договору с продлением срока действия договора до 31 декабря 2018 г., поскольку при установлении тарифа на 2019 год не представлен список обслуживаемых абонентов, который позволял бы исключить затраты на обслуживание абонентов, подпадающих под действие Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и абонентов, проживающих в частном секторе, многоквартирных жилых домах с непосредственной формой управления.
В отсутствие подобного приложения к договору на 2019 год во избежание двойного учета затрат орган регулирования обоснованно не признал экономически обоснованными расходы по договору о посреднических услугах.
Согласно пункту 49 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности.
Суд первой инстанции не согласился с корректировкой суммы расходов на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг в сфере водоснабжения без проведения анализа представленных предприятием документов в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов.
В возражениях органа регулирования указано на учет расходов на вывоз ТБО, на монтаж и услуги пожарной сигнализации, на услуги аренды транспорта, на медосмотр, на аттестацию рабочих мест, на охрану труда (спецодежда), на инвентарь общепроизводственного назначения, на доставку груза, услуги спецтехники.
Выводы органа регулирования о корректировке расходов на вывоз ТБО по договору от 13 ноября 2018 г. N 134/18, заключенному с ООО "Чистый город", со ссылкой на необоснованное завышение цены названного договора по отношению к фактическим показателям 2017 года, и определение данных расходов, исходя из фактических расходов ОАО "Исток", понесенных в 2017 году с применением индексов-дефляторов на 2019 год, судом первой инстанции признаны необоснованными.
Вместе с тем, учитывая, что имущество ОАО "Исток" в полном объеме передано МУП "Исток" г. Донецка, технологический процесс остался прежним, а также, что предприятием не представлено документального подтверждения роста объема вывоза ТБО, и обоснования увеличения цены на вывоз отходов в 12 раз по отношению к фактическим показателям 2017 года, органом регулирования при расчете указанных расходов обоснованно учтены фактические расходы на вывоз ТБО 2017 года, скорректированные с учетом изменения индексов-дефляторов на 2019 год.
Органом регулирования обоснованно исключены расходы, заявленные предприятием на охрану труда (обучение), на услуги по проектированию и стандартизации, на услуги технического обследования и средств измерений, на восстановление асфальтового покрытия, на страхование транспорта в связи с отсутствием обосновывающих документов. Факт отсутствия предоставления указанных документов подтверждены представителем административного истца в суде.
Аналогичным образом органом регулирования правомерно не приняты такие расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг) в сфере водоотведения в связи с непредставлением документов по обучению, аренде имущества, проверке технического состояния оборудования, страхованию транспорта, регистрации имущества, приборам учета и уровнемеров.
Согласно экспертному заключению МУП "Исток" г. Донецка заявленная к включению в необходимую валовую выручку нормативная прибыль, отражающая расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, в размере 8 680,24 тыс. руб. и 1 887,76 тыс. руб. в сфере водоснабжения и водоотведения соответственно, не принята органом регулирования при расчете тарифа, поскольку расчет расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, с указанием должностей, характера социальных выплат, их размера, основания социальных выплат, других уточняющих данных предприятием не представлен.
В связи с этим заявленная величина социальных выплат не имеет документального и расчетного подтверждения и поэтому обоснованно не включена РСТ Ростовской области в необходимую валовую выручку.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2017 г. N 534 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования" расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации, являющейся государственным или муниципальным предприятием.
Учитывая изложенное, заявленная МУП "Исток" расчетная предпринимательская прибыль в размере 8 680,24 тыс. руб. также обоснованно не принята к учету при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2019 - 2021 годы.
Также являются необоснованными доводы административного истца о неправомерном исключении из состава необходимой валовой выручки сумм налога на прибыль в размере 1 736,05 тыс. руб. по водоснабжению и 377,55 тыс. руб. по водоотведению, которые не были заявлены при установлении тарифа.
Однако, учитывая, что оспариваемые тарифы рассчитаны с нарушением положений тарифного законодательства, постановление РСТ Ростовской области от 25 декабря 2018 г. N 88/3 в целом подлежит признанию недействующим, поскольку содержит взаимосвязанные положения, основанные на определении базового уровня операционных расходов, иных подлежащих индексации показателей, что не позволяет выделить из нормативного акта составные части.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 21 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия города Донецка "Исток" и Региональной службой по тарифам Ростовской области - без удовлетворения.