ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2019 г. N 117-АПА19-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союзстрой" о признании недействительными с момента издания пункта 1 постановления Правительства города Севастополя от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенным до 21 марта 2014 года" и пункта 1 постановления Правительства города Севастополя от 1 апреля 2016 г. N 258-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенным до 21 марта 2014 года" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Союзстрой" на решение Севастопольского городского суда от 29 мая 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Союзстрой" по доверенности Каимова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Правительством города Севастополя приняты постановления от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенным до 21 марта 2014 года" и от 1 апреля 2016 г. N 258-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенным до 21 марта 2014 года".
Общество с ограниченной ответственностью "Союзстрой" обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействительными пункта 1 постановления Правительства города Севастополя от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП и пункта 1 Правительства города Севастополя от 1 апреля 2016 г. N 258-ПП, ссылаясь на их несоответствие принципу экономической обоснованности определения арендной платы, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582). Размер арендной платы за земельный участок рассчитывался в рублях по отношению к курсу гривны, установленному Центральным банком Российской Федерации по состоянию на 01 января 2015 г., однако курс гривны с указанной даты до настоящего времени изменился в сторону уменьшения, что ухудшает положение истца как землепользователя.
Решением Севастопольского городского суда от 29 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Союзстрой" просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой города Севастополя представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента экономического развития города Севастополя, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из части 2 статьи 10 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" порядок определения размера арендной платы, платы за сервитут земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, устанавливается Правительством Севастополя.
На основании пункта 10 статьи 25 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя устанавливает ставки арендной платы, других платежей за пользование землей, недвижимым имуществом города Севастополя, сроки и размеры отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий города Севастополя, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также порядок распределения доходов казенных предприятий города Севастополя.
С учетом приведенных норм судом первой инстанции сделан правильный вывод, что оспариваемые нормативные акты приняты Правительством города Севастополя в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта.
Как усматривается из материалов дела 14 ноября 2005 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Союзстрой" и Севастопольским городским Советом заключен договор аренды земельного участка согласно которому обществу передан в аренду земельный участок общей площадью 1,7806 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Руднева, 39, для реконструкции и обслуживания административно-производственного корпуса с выставочным торговым комплексом.
Согласно пункту 1 постановления Правительства города Севастополя от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП с 1 января 2015 г. по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 г., базовая ставка арендной платы на 2015 год равняется арендной плате за 2014 год, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 г..
Постановлением Правительства Севастополя от 01 апреля 2016 г. N 258-ПП данный пункт был изложен в следующей редакции: "Установить, что с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21 марта 2014 года, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 г.".
На основании пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Суд первой инстанции, установив отсутствие нарушений при принятии оспариваемых постановлений и соответствие их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Постановлению N 582, обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Часть 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 23 Закона 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 16 Закона N 6-ФКЗ денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя установлен рубль. Обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах на территории указанных новых субъектов Российской Федерации установлено до 1 июня 2014 г.
Федеральный законодатель, установив переходный период до 1 января 2015 г., в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (статья 6 Закона N 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе имущественных и земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1 в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, предусмотренные оспариваемой нормой особенности правового регулирования перерасчета арендной платы по ранее заключенным договорам аренды земельных участков на территории Республики Крым, не могут рассматриваться как несоответствие федеральному законодательству.
С целью урегулирования вопросов определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, оспариваемые постановления признаны утратившими силу постановлением Правительства Севастополя от 29 апреля 2019 г. N 294-ПП "О признании утратившими силу постановлений Правительства Севастополя от 11 февраля 2015 г. N 88-ПП и от 01 апреля 2016 г. N 258-ПП".
Довод заявителя жалобы о применении нормы ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принят, поскольку оспариваемые нормы установлены нормативными актами субъекта РФ в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Севастопольского городского суда от 29 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союзстрой" - без удовлетворения.