ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2020 г. N 56-АПА19-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Домашенко Н.В. о признании не действующим в части муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 г. N 99-МПА "Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов", принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 г. N 173 (в редакции муниципального правового акта Славянского городского поселения, принятого решением от 19 апреля 2017 г. N 192) по апелляционным жалобам администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края и муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на решение Приморского краевого суда от 25 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей Домашенко Н.В. - Королева А.Н., администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Граковой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Домашенко Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим подпункт 33 пункта 4 муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 г. N 99-МПА "Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов", принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 г. N 173, в редакции муниципального правового акта Славянского городского поселения, принятого решением от 19 апреля 2017 г. N 192, которым установлена ставка арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков "объекты природно-развлекательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)" в размере 10% от кадастровой стоимости.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что он является арендатором земельного участка из земель особо охраняемых территорий, вносит арендную плату, размер которой определяется с применением коэффициента, утвержденного оспариваемым решением, который увеличился более чем в 5,5 раз по сравнению с ранее установленным. Однако при установлении коэффициента для указанного вида разрешенного использования нарушен принцип экономической обоснованности.
Решением Приморского краевого суда от 25 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый в части нормативный правовой акт признан не действующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края и муниципальный комитет Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом и прокуратурой Приморского края представлены возражения, а также представлен отзыв администрации Хасанского муниципального района.
В судебное заседание представители Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, администрации Хасанского муниципального района Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав пояснения представителей административного истца, администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за пользование землей взимается плата, одной из форм которой является арендная плата.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление от 16 июля 2009 г. N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Реализуя полномочия, комитет Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на основании решения от 22 ноября 2016 г. N 173, принял муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 г. N 99-МПА "Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов", который опубликован в официальном издании "Бюллетень муниципальных правовых актов Славянского городского поселения" от 24 ноября 2016 г. N 39 и размещен на официальном сайте Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края http://www.mo-slavyanskoe.ru/.
Указанным актом утверждена формула определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Славянского городского поселения (А = К x С), согласно которой размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год (А) определяется из произведения кадастровой стоимости передаваемого в аренду земельного участка, определяемой в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (К) и ставки арендной платы за использование земельного участка (С).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 4 указанного муниципального правового акта установлена ставка арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков "Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)" в размере 10% от кадастровой стоимости.
Решением комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 19 апреля 2017 г. N 192 принят муниципальный правовой акт Славянского городского поселения, которым внесены изменения в муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 г. N 99-МПА, где оспариваемый подпункт 33 пункта 4 остался в прежней редакции в размере 10%. Указанное решение опубликовано в официальном издании "Бюллетень муниципальных правовых актов Славянского городского поселения" от 28 апреля 2017 г. N 12 и размещено на официальном сайте Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края http://www.mo-slavyanskoe.ru/.
Как следует из материалов дела Домашенко Н.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:2824, общей площадью 7 000 кв. м, из земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения), с видом разрешенного использования "под строительство базы отдыха" на срок с 06 февраля 2012 г. по 06 февраля 2022 г. на основании договора аренды от 15 марта 2012 г. N 126.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендная плата установлена в размере 12 964 руб. в год, что составило 4% от кадастровой стоимости земельного участка. На момент заключения договора аренды размер арендной платы производился на основании нормативного правового акта от 05 июля 2011 г.
В связи с изменением в 2017 году истцом вида разрешенного использования земельного участка на "объекты природно-познавательного туризма" и принятием оспариваемого акта, ставка арендной платы за объекты туризма составила 10% от кадастровой стоимости. Арендная плата составила 72 324 руб. в год, согласно соглашению от 08 февраля 2017 г. к договору аренды.
Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы суда ошибочными исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусмотрен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В подтверждение довода о соблюдении, утвержденных постановлением от 16 июля 2009 г. N 582 основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемого нормативного правового акта, административным ответчиком к проекту решения Муниципального комитета "О внесении изменений в муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 г. N 99-МПА "Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов" представлена пояснительная записка от 18 апреля 2017 г. с обоснованием ставок, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки в зависимости от функционального использования.
Согласно пояснительной записке ставку арендной платы за использование земельного участка предлагается рассматривать как корректирующий коэффициент, характеризующий совместное действие факторов, повышающих и понижающих арендную плату за земельный участок, установить в виде набора коэффициентов, применяемых в отношении определенных видов функционального использования.
Предлагалось при расчете ставки арендной платы (Сап) за земельные участки использовать следующую формулу: Сап(%) = К1 x К2 x К3, где:
К1 - это процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный двукратному размеру земельного налога. Для разрешенного вида "объекты природно-познавательного туризма" принимается равный 3%, так как в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 11 марта 2015 г. N 75-па размер ставки арендной платы земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков, а в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "природно-познавательный туризм (размещение баз и палаточных лагерей)" установлена ставка налога в размере 1,5%;
К2 - коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (по видам деятельности), корректирует доход по видам экономической деятельности. Для разрешенного вида использования "объекты природно-познавательного туризма" установлен в размере 1,787. Указанный коэффициент включает в себя совокупность коэффициента-дефлятора, учитывающего рост потребительских цен - 1,798 (Приказ Минэкономразвития России от 03 ноября 2016 г. N 698);
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета определяется как отношение максимального значения кадастровой стоимости земли для данного вида разрешенного использования к удельному показателю кадастровой стоимости земли данного вида разрешенного использования. Для разрешенного вида "объекты природно-познавательного туризма" установлен в размере 1,87, который определяется исходя из формулы К3 = Кад. Ст. 1 кв. м max / Кад. ст. 1 кв. м (УПКС) = 135,2 / 72,3 = 1,87, где:
Кад. Ст. 1 кв. м max - максимальный размер кадастровой стоимости 1 кв. м для определенного вида разрешенного использования. Для земель под размещение объектов природно-познавательного туризма - 135,2 руб. за 1 кв. м;
Кад. ст. 1 кв. м (УПКС) - удельный показатель кадастровой стоимости для определенного вида разрешенного использования (средний размер кадастровой стоимости 1 кв. м всех земельных участков определенного вида разрешенного использования). Для земель под размещение объектов природно-познавательного туризма - 72,3 руб. за 1 кв. м.
Таким образом, ставка арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков с видом разрешенного использования "Объекты природно-познавательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей)" определена по формуле: 3,0% x 1,787 x 1,87 = 10,02%.
Указанная формула подтверждает значение коэффициента в размере 10% от кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования для объектов природно-познавательного туризма размещение баз и палаточных лагерей, которое соответствует доходности земельных участков и является экономически обоснованным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 25 июля 2019 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Домашенко Н.В. о признании не действующим в части муниципального правового акта Славянского городского поселения от 23 ноября 2016 г. N 99-МПА "Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Славянского городского поселения, предоставленные в аренду без проведения торгов", принятого решением муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 22 ноября 2016 г. N 173, в редакции муниципального правового акта Славянского городского поселения, принятого решением от 19 апреля 2017 г. N 192, которым установлена ставка арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков "объекты природно-развлекательного туризма (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)" в размере 10% от кадастровой стоимости - отказать.