ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2020 г. N 5-АПА19-184
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 09 сентября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы - Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово" - Хромова С.А. и Кожевникова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, 02 декабря 2014 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Под пунктами 9768 и 22581 соответственно включены в указанный перечень принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здание и сооружение:
с кадастровым номером 77:03:0005001:9765, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, стр. 37, общей площадью 12,1 кв. м;
с кадастровым номером 77:03:0005001:9766, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, литера А, общей площадью 711 кв. м.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", внесены изменения, Приложение 1 к постановлению изложено в редакции, вступившей в силу с 01 января 2018 года.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 14 декабря 2017 года, (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 14 декабря 2017 года, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 3, 14 декабря 2017 года, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 4, 14 декабря 2017 года, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 5, 14 декабря 2017 года, (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Указанные выше здание и сооружение включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2018 год, под пунктами 10040 и 23262 соответственно.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Кроме указанных выше зданий, включенных под пунктами 11067, 25191 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 2019 год, под пунктом 11065 включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:9751, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, стр. 36, общей площадью 746,6 кв. м.
Общество с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов перечней, ссылаясь на то, что сооружение и здания включены в указанные перечни незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются здания и сооружение, не предусматривает размещение на них указанных объектов.
Решением Московского городского суда от 09 сентября 2019 года административный иск общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово" удовлетворен.
На решение суда первой инстанции Правительством Москвы подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Апеллянт не согласен с тем, что суд отверг доводы административного ответчика о соответствии объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, одному из критериев, изложенных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно виду разрешенного использования земельных участков, на которых расположены нежилые здания и сооружение. Правительство Москвы также указывает, что одно из зданий располагалось на двух земельных участках, на одном из которых вид разрешенного использования предусматривал торговлю. Суд неправомерно отверг доказательства Правительства Москвы в подтверждение данного довода. Разрешенное использование других земельных участков также подразумевает осуществление торговой деятельности.
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Москвы, обществом с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 1, 14, пункта 2 статьи 372 и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконном включении объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Вернисаж в Измайлово", в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по следующим основаниям.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемых Перечней) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемых Перечней) торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно пп. 2 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы начиная с 01 января 2017 года налоговая база, исходя из кадастровой стоимости, определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволил суду сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административному истцу на праве собственности принадлежат 2 здания и 1 сооружение:
1) с кадастровым номером 77:03:0005001:9751, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, стр. 36, общей площадью 746,6 кв. м;
2) с кадастровым номером 77:03:0005001:9765, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, стр. 37, общей площадью 12,1 кв. м;
3) с кадастровым номером 77:03:0005001:9766, расположенное по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, литера А, общей площадью 711 кв. м.
Здания и сооружение включены в вышеприведенные Перечни в соответствии с положениями пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
При рассмотрении дела судом учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" определено 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п. 1.2.3); земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п. 1.2.10).
Проанализировав положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и вышеуказанных Методических указаний, суд указал, что при установлении налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости, применяются виды разрешенного использования, соответствующие видам разрешенного использования земельных участков 1.2.5 и 1.2.7.
Поскольку согласно данным Управления Росреестра здание с кадастровым номером 77:03:0005001:9751, находящееся по адресу: город Москва, Измайловское шоссе, 73Ж, строение 36, общей площадью 746,6 кв. м, располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005001:139, имеющим вид разрешенного использования земельного участка "эксплуатация объекта "Город мастеров" центра ремесел "Русское подворье" (стеновая часть и башни)", то по мнению суда, данный вид разрешенного использования этого земельного участка не соответствует критериям, предусмотренным п. 3 и п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года "О налоге на имущество организаций", и не свидетельствует о размещении на нем офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли и бытового обслуживания.
Довод административного ответчика о том, что вышеуказанное здание на момент утверждения оспариваемого перечня (27.11.2018 г.) и на момент начала налогового периода (01.01.2019 г.) располагалось на 2 земельных участках с кадастровыми номерами 77:03:0005001:139 и 77:03:0005001:88 правильно отвергнут судом, поскольку не соответствует выпискам из Единого государственного реестра об объекте недвижимости, а также опровергается ответами из Управления Росреестра по городу Москве на судебный запрос.
При изложенных обстоятельствах ссылки на данные из сети Интернет и ответы Департамента городского имущества города Москвы не могут опровергать достоверные данные, предоставленные Управлением Росреестра по городу Москве, ведущем Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку согласно сведениям Управления Росреестра по г. Москве и выпискам из Единого государственного реестра об объекте недвижимости - здания с кадастровым номером 77:03:0005001:9765, находящегося по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, строение 37, общей площадью 12,1 кв. м; и сооружения с кадастровым номером 77:03:0005001:9766, находящегося по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж, литера А, общей площадью 711 кв. м, располагаются на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005001:136, имеющим вид разрешенного использования земельного участка "разработка акта разрешенного использования земельного участка и ПСД на строительство международного многофункционального делового комплекса ремесел "Арт-палас" (с правом реализации ремесел)", то по мнению суда, данный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, поименованным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, и не свидетельствует о том, что указанный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение административно-деловых и торговых центров.
Кроме того, суд указал, что поскольку площадь рассматриваемых здания и сооружения менее 1000 кв. м, то исходя из положений ст. 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" они не могли быть включены в Перечни и по их фактическому использованию.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установленные судом обстоятельства не позволяли отнести принадлежащие административному истцу здания и сооружение к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" как кадастровая стоимость.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 09 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.