ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2019 г. N 53-АПА19-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части генерального плана поселка Березовка Березовского района Красноярского края, утвержденного решением Березовского поселкового Совета депутатов от 8 сентября 2011 г. N 14-1,
по апелляционным жалобам Березовского поселкового Совета депутатов Березовского района Красноярского края и Главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 10 января 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
поселок Березовка Березовского района Красноярского края (далее также - поселок Березовка) в соответствии с Законом Красноярского края от 18 февраля 2005 г. N 13-3025 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Березовский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" наделен статусом городского поселения.
Решением Березовского поселкового Совета депутатов от 8 сентября 2011 г. N 14-1 (далее также - Решение N 14-1) утвержден генеральный план поселка Березовка Березовского района Красноярского края (далее также - Генеральный план).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления в силу судебного акта Генерального плана в части включения в границы указанного населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: в кварталах N 1 (выделы 6 - 9, часть выдела 4, 5), N 3 (выделы 8 - 13), N 4 (выделы 10 - 16) совхоза "Им. 60-летия СССР" Березовского участкового лесничества Маганского лесничества; в кварталах N 117 (выделы 1 - 3, 6, часть выдела 4, 5, 7, 14, 15), N 118 (часть выдела 1, 2, 4, 6, 11), N 119 (выделы 24, 27, 29, часть выдела 1, 4, 5, 6, 11, 17, 23, 25, 26, 28, 30, 32); N 120 (часть выдела 1, 4, 10, 13, 14, 15), N 121 (часть выдела 1, 3 - 7, 11 - 13); N 122 (часть выдела 4, 6, 8, 10, 11); N 123 (выделы 1, 2, часть выдела 1, 2, 3, 4, 5) Бархатовского участкового лесничества Красноярского лесничества.
Требования мотивированы тем, что Решением N 14-1 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы поселка Березовка с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Красноярского краевого суда от 10 января 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: оспариваемые положения Генерального плана признаны не действующими со дня вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционных жалобах Березовский поселковый Совет депутатов Березовского района Красноярского края и Глава поселка Березовка Березовского района Красноярского края просят решение суда первой инстанции отменить, как необоснованное и постановленное с нарушением норм материального права. Указывают на неподтвержденность факта наложения границ населенного пункта на спорные лесные участки и непривлечение к участию в деле собственников земельных участков, находящихся в границах спорных лесных участков.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Рослесхозом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 14-1, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 14-1 принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, выявлено включение в границы поселка Березовка лесных участков, находившихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно Красноярского и Маганского лесничеств: лесные участки, расположенные в Березовском участковом лесничестве Маганского лесничества (кварталы N 1 (выделы 6 - 9, часть выдела 4, 5), N 3 (выделы 8 - 13), N 4 (выделы 10 - 16) совхоза "Им. 60-летия СССР"), в Бархатовском участковом лесничестве Красноярского лесничества (кварталы N 117 (выделы 1 - 3, 6, часть выдела 4, 5, 7, 14, 15), N 118 (часть выдела 1, 2, 4, 6, 11), N 119 (выделы 24, 27, 29, часть выдела 1, 4, 5, 6, 11, 17, 23, 25, 26, 28, 30, 32); N 120 (часть выдела 1, 4, 10, 13, 14, 15), N 121 (часть выдела 1, 3 - 7, 11 - 13); N 122 (часть выдела 4, 6, 8, 10, 11); N 123 (выделы 1, 2, часть выдела 1, 2, 3, 4, 5).
Данное обстоятельство подтверждается выполненными ФГБУ "Рослесинфорг" схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами населенного пункта, свидетельством о государственной регистрации права на участки лесного фонда.
В период подготовки Генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее - Положение о согласовании).
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ, который в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 в редакции, действовавшей в тот же период, соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 1 января 2012 г. в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного Положения также и в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
В данном случае в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана не направлялся на утверждение в Минрегион России, утвержден без согласования с Рослесхозом, что не отрицалось административным ответчиком и заинтересованным лицом в суде первой инстанции и в апелляционных жалобах.
Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции правомерно отмечено, что не свидетельствуют о соблюдении процедуры согласования проекта Генерального плана его согласование с Правительством Красноярского края в том числе с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (в настоящее время - министерство лесного хозяйства Красноярского края), поскольку указанные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовали проект Генерального плана в пределах своей компетенции, которая не включает в себя полномочия по согласованию проектов генеральных планов, в случае если этими проектами предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда.
Являются также несостоятельными доводы апелляционных жалоб об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих включение в границы населенного пункта земель лесного фонда, и о недоказанности административным истцом принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 ЛК РФ, части 3 статьи 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и материалами государственного лесного реестра, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенных пунктов должен был решаться с согласия Рослесхоза.
Указанным доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопросы же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Подлежат отклонению и доводы апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле собственников земельных участков, расположенных в упомянутых кварталах лесничеств, так как суд не разрешал вопроса о правах и обязанностях указанных лиц.
Кроме того, с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель" указанные лица не лишены возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения N 14-1 не действующим в оспариваемой части.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Березовского поселкового Совета депутатов Березовского района Красноярского края и Главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края - без удовлетворения.