ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2019 г. N 5-АПА19-166
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Алексеевой Марины Викторовны об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 789-ПП, от 28.11.2017 г. N 911-ПП, от 27.11.2018 г. N 1425-ПП, по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 7 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Алексеевой М.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Голубевой Е.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца Хромова С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
По состоянию на 01 января 2017 года в пункт 9747 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:1047 по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, Д. 73Ж стр. 8 площадью 295,8 кв. м. Это же здание включено в пункт 10020 Перечня на 2018 год, в пункт 11046 Перечня на 2019 год.
По состоянию на 01 января 2017 года в пункт 9748 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:1048 по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж стр. 9 площадью 501,2 кв. м. Это же здание включено в пункт 10021 Перечня на 2018 год, в пункт 11047 Перечня на 2019 год.
По состоянию на 01 января 2017 года в пункт 9745 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:1038 по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, Д. 73Ж стр. 34 площадью 585,9 кв. м. Это же здание включено в пункт 10018 перечня на 2018 год, в пункт 11044 Перечня на 2019 год.
Административный истец, являясь собственником зданий, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании данных пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по состоянию на 01 января 2017 года, 01 января 2018 года, 01 января 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что здания расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; включение данных зданий в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 07 августа 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска административному истцу.
Правительство Москвы приводит доводы о том, что здания, принадлежащие административному истцу, расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого "строительство и последующая эксплуатация художественной ярмарки-выставки, в том числе, кузнечный двор, улица ремесел" соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, а именно коду 4.3 "Рынки", который предусматривает размещение на земельных участках объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар). Также в своей апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля термины и определения, согласно пункту 89 которого ярмарка - это форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.
Таким образом, административный ответчик полагает, что судом ошибочно сделан вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка на котором располагаются объекты недвижимости, включенные в Перечни однозначно не свидетельствует о возможности размещения на нем зданий коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и или бытового назначения.
Также административный ответчик в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что судом не приняты во внимание акты, составленные Госинспекцией по недвижимости в марте 2019 года по результатам проверки фактического использования зданий, из которых следует, что большая часть площади зданий используется для размещения объектов торговли и общественного питания.
На апелляционную жалобу Правительства Москвы административным истцом и прокуратурой города Москвы поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372 и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества. Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах города федерального значения Москвы (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, расположенные по адресам: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж стр. 8 площадью 295,8 кв. м, г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж стр. 9 площадью 501,2 кв. м, и г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73Ж стр. 34 площадью 585,9 кв. м, включены в оспариваемые пункты Перечня на 2017, 2018, 2019 годы соответственно по критерию, установленному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, по виду разрешенного использования земельного участка. Однако, как правильно указал суд первой инстанции, согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, данные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005001:88, который имеет вид разрешенного использования "строительство и последующая эксплуатация художественной ярмарки-выставки, в том числе, кузнечный двор, улица ремесел".
Поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка исходя из наименования допускает размещение на нем зданий смешанного назначения, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то оснований для их включения в оспариваемые Перечни, по мнению суда, не имелось.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, указанные здания не могли быть включены в Перечни на 2017 - 2019 годы по виду разрешенного использования земельного участка без исследования вопроса о фактическом использовании указанных объектов недвижимости либо при наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд также учел предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Кроме того суд указал, что Законом города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1).
Учитывая, что общая площадь включенных в Перечни зданий составляет менее 1000 кв. метров, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные здания нельзя было относить к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций".
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 7 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.