ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2019 г. N 16-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "СтройИнвест" о признании недействующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 по апелляционной жалобе Департамента муниципального имущества администрации Волгограда на решение Волгоградского областного суда от 23 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438, опубликованным в издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 82 от 6 августа 2013 г. (далее - решение N 79/2438), утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок).
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "СтройИнвест" (далее - ООО "Компания "СтройИнвест") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца пятого подпункта 2.1.4 Порядка в редакции решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 г. N 56/1623 (далее - решение N 56/1623), согласно которому размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, за исключением земельных участков, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Решением Волгоградского областного суда от 23 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемый абзац пятый подпункта 2.1.4 Порядка признан недействующим со дня вступления в силу судебного акта.
В апелляционной жалобе Департамент муниципального имущества администрации Волгограда просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, не соглашаясь с выводом суда о несоответствии оспариваемого акта принципу экономической обоснованности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным истцом и прокуратурой Волгоградской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержден решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438.
Решением от 19 апреля 2017 г. N 56/1623 городская Дума внесла изменение в ранее принятое решение от 16 июля 2013 г. N 79/2438, подпункт 2.1.4 Порядка изложен в новой редакции, согласно абзацу пять которого размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, за исключением земельных участков, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение с последующими изменениями принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Согласно материалам дела 14 апреля 2011 г. между администрацией города Волгограда и ООО "Внешнеторговый дом "HELP" заключен договор аренды N 9764 земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 5739,9 кв. м, с кадастровым номером 34:34:070026:2, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, 9, сроком на три года.
Пунктами 1.2 и 1.3 указанного договора аренды определено, что участок предоставлен для строительства и эксплуатации торгового комплекса (1 очередь); на участке имеется не оконченное строительством здание.
Согласно изменениям от 2 июня 2015 г. к вышеуказанному договору аренды земельного участка, срок аренды установлен до 1 апреля 2018 г.
На основании изменений от 19 мая 2016 г. к договору аренды арендатором земельного участка является ООО "Компания "СтройИнвест".
Из расчета арендной платы за земельный участок, приведенного в изменениях от 19 мая 2016 г. к договору аренды земельного участка, следует, что арендная плата рассчитана по формуле с учетом двукратного повышения, предусмотренного абзацем пятым подпункта 2.1.4 Порядка.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Экономическое обоснование для установления оспариваемым абзацем пять подпункта 2.1.4 Порядка двукратного повышения размера годовой арендной платы в случае если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка отсутствует.
Имеющиеся в материалах дела пояснительная записка к проекту решения N 56/1623 и заключения отраслевых органов администрации Волгограда выводов об экономической обоснованности увеличения размера арендной платы не содержат.
В отсутствие экономического обоснования само по себе нарушение сроков строительства объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, не может рассматриваться как самостоятельное основание для повышения арендной платы за такой земельный участок.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Волгоградского областного суда от 23 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - без удовлетворения.