ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2019 г. N 18-АПА19-72
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шаблевской Галины Валерьевны на решение Краснодарского краевого суда от 3 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании пункта 49866 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в который под пунктом 49866 включено здание с кадастровым номером 23:49:0402023:1642, находящееся по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Костромская улица, 128.
Шаблевская Г.В., являющаяся собственником названного здания, обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанной нормы недействующей, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие данной нормы статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Краснодарского краевого суда от 3 июня 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Шаблевская Г.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в административном деле прокурором представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения здания с кадастровым номером 23:49:0402023:1642 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
С такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не согласиться не установила.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом при рассмотрении и разрешении административного дела, здание с кадастровым номером 23:49:0402023:1642 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "для приусадебного хозяйства", который размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает. Документы технического учета (инвентаризации) в отношении данного здания в материалы административного дела не представлены.
Принадлежащее административному истцу здание включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с фактическим использованием более 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов. Указанное обстоятельство установлено исходя из актов обследования объекта недвижимости в целях определения вида его фактического использования. Такое обследование осуществлялось 10 мая 2018 года и 24 октября 2018 года.
10 мая 2018 года было установлено, что в здании расположено помещение, оснащенное витринами и стеллажами с товарами, снабженными ценниками, и представляющее собой торговый зал магазина строительных материалов; площадь данного помещения составляет 94,4 квадратных метра, что в процентном отношении к общей площади здания, равной 242,9 квадратных метра, составляет 38,9 процента. Кроме этого, в здании расположены помещения, оборудованные стеллажами, в которых хранятся строительные материалы и представляющие собой склад, площадь которого составляет 148,5 квадратных метра, что в процентном отношении к общей площади здания составляет 61,1 процента. Фактически объект недвижимости представляет собой самостоятельное отдельно стоящее двухэтажное здание, один из этажей которого является надземным, а другой - цокольным; на первом, надземном, этаже находится магазин строительных материалов и складская зона, выделенная стеллажами, а на цокольном - склад; фасад здания направлен на улицу, на нем имеется вывеска "Стройматериалы", в торговый зал магазина имеется свободный доступ.
24 октября 2018 года было установлено, что в здании расположено помещение, оснащенное витринами и стеллажами с товарами, снабженными ценниками, и представляющее собой торговый зал магазина строительных материалов, при этом присутствует уголок потребителя и терминалы оплаты; площадь данного помещения составляет 43,94 квадратных метра, что в процентном отношении к общей площади здания, равной 242,9 квадратных метра, составляет 18,1 процента. Кроме этого, в здании расположены помещения, оборудованные стеллажами, в которых хранятся строительные материалы и представляющие собой склад, площадь которого составляет 198,96 квадратных метра, что в процентном отношении к общей площади здания составляет 81,9 процента. Объект недвижимости представляет собой самостоятельное отдельно стоящее двухэтажное здание, один из этажей которого является надземным, а другой - цокольным; на первом, надземном, этаже находится магазин строительных материалов и склад, а на цокольном - склад; фасад здания направлен на улицу, на нем имеется вывеска "Стройматериалы", в торговый зал магазина имеется свободный доступ, при этом доступ ограничен в складские помещения. Также в указанном акте отмечено, что на одном из стендов на складе первого этажа имеются ценники, со слов представителя собственника использующиеся сотрудниками магазина строительных материалов; также отмечено, что помещения торгового зала и склада первого этажа разделены легкой деревянной перегородкой; вход в помещение склада первого этажа осуществляется с улицы через частный двор собственника или через рабочее место продавца торгового зала.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Шаблевской Г.В.
Так, согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Исходя из позиции 20 этого же национального стандарта, торговое предприятие (предприятие торговли) составляет имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
Из позиции 38 названного национального стандарта следует, что магазин может включать в себя различные помещения, в том числе торговые залы и складские помещения.
Под складским помещением понимается специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (позиция 91 названного национального стандарта), а под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта). При этом в соответствии с примечанием к позиции 112 данного национального стандарта часть торгового зала торгового предприятия (торгового объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.
Как видно из материалов административного дела, в том числе из названных выше актов обследования объекта недвижимости, часть помещения на первом этаже здания с кадастровым номером 23:49:0402023:1642, которая административным истцом в обоснование своей позиции ошибочно называется складским помещением, таким помещением не является, поскольку представляет собой определенную зону на первом этаже данного здания, которая в целях определения самостоятельного назначения ограничена не строительной конструкцией, а легкой деревянной перегородкой, представляющей собой торговое оборудование в виде стеллажа, состоящего из каркасных стоек и стенок, полок, перекладин, самостоятельно устанавливаемого на пол и на котором осуществляется выкладка товаров.
Исходя из позиции 112 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", именно для создания необходимого торгового запаса используется указанная часть первого этажа принадлежащего административному истцу здания, которая предназначена для обеспечения бесперебойной торговли. Такая часть помещения не может быть отнесена к складскому помещению, предназначенному для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, поскольку данная часть помещения используется для складирования запаса и в соответствии с примечанием к позиции 112 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" составляет часть торгового зала.
Кроме того, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что в указанной части первого этажа здания, принадлежащего административному истцу, как следует из результатов обследования этого здания, осуществляется выкладка товаров, позволяющая покупателям самостоятельно обозревать товары, а также находятся ценники, сопровождающие товары, выставляемые на торговом оборудовании. Данные обстоятельства свидетельствуют не о складском назначении помещения, а о торговом обслуживании при непосредственном взаимодействии с покупателем и оказании услуг розничной торговли.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о наличии на первом этаже здания с кадастровым номером 23:49:0402023:1642 складского помещения, площадь которого не позволяет площади торгового зала набрать необходимые для включения этого здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества 20 процентов общей площади здания, являются несостоятельными, поскольку, несмотря на наличие указанной перегородки, помещение на первом этаже здания сохраняет свое назначение в качестве торгового зала.
В этой части Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также отмечает, что согласно позиции 33 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" склад представляет собой специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций, при этом к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Из приведенного определения следует, что склад в качестве самостоятельного объекта (здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части) имеет специальный характер и соответствующее этому характеру обустройство, чему часть помещения, находящаяся на первом этаже здания с кадастровым номером 23:49:0402023:1642, как видно из материалов административного дела, не отвечает, поскольку данная часть помещения используется не для выполнения складских операций, а фактически также выполняет роль торгового зала.
Таким образом, обжалуемое решение Краснодарского краевого суда является законным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном истолковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены принятого решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 3 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаблевской Галины Валерьевны - без удовлетворения.