ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2019 г. N 7-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31 декабря 2015 г. N 63-э/7 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2016 - 2020 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть" на решение Ивановского областного суда от 9 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть" Буракова И.М. и Эверстова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Моревой Е.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также - Департамент, тарифный орган) от 31 декабря 2015 г. N 63-э/7 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2016 - 2020 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" (далее - Постановление N 63-э/7) установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Ивановской области на 2016 - 2020 гг., в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 1, необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) для сетевых организаций Ивановской области на долгосрочный период регулирования 2016 - 2020 г. (без учета оплаты потерь), согласно приложению 2.
Пунктом 18 приложения 1 к Постановлению N 63-э/7 для акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть" (далее также - АО "Ивгорэлектросеть", Общество) определен уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на уровне напряжения "СН-2" - 4,13%, на уровне напряжения "НН" - 12,76%.
С учетом изменений, внесенных постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29 декабря 2018 г. N 244-э/4 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.12.2015 N 63-э/7 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2016 - 2020 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" (далее - Постановление N 244-э/4), необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) АО "Ивгорэлектросеть" на 2019 г. установлена в размере 532 751,35 тыс. руб.
АО "Ивгорэлектросеть", являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 63-э/7 не действующим в части установления для него уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, а также необходимой валовой выручки на 2019 г., возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
В обоснование требований административным истцом указано на несоответствие оспариваемого постановления положениям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее также - Основы ценообразования), поскольку уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на уровне напряжения "СН-2" вместо заявленных Обществом 6,56% определен Департаментом в размере 4,13% без учета положений пункта 40.1 Основ ценообразования; НВВ на 2019 г. определена в экономически необоснованном, заниженном размере ввиду исключения затрат по статье "Отчисления в городской бюджет", отрицательной корректировки неподконтрольных расходов Общества за 2017 г. исходя из фактических значений статьи "Отчисления в городской бюджет", уменьшения затрат на 2019 г. по статье "Проценты за пользование заемными средствами", а также корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2017 г.
Решением Ивановского областного суда от 9 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Ивгорэлектросеть" просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на пункт 38 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 63-э/7, указывает, что для установления долгосрочных параметров регулирования на 2016 - 2020 гг. для сравнения должны были использоваться величины нормативов потерь, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 674 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций" (далее - Приказ N 674), и фактический уровень потерь за последний истекший год (2014 г.). При определении фактического уровня потерь за указанный год Департаментом в нарушение пункта 38 Основ ценообразования произвольно выбраны помесячные показатели уровня потерь разных лет (январь - октябрь 2014 г., ноябрь 2015 г. и декабрь 2013 г.). Данные разных лет не могут быть приняты в качестве основания для расчета потерь за истекший год.
Административный истец не соглашается с выводом суда о том, что расходы по статье "Проценты за пользование кредитом" на 2019 г. по еще незаключенному кредитному договору не могут быть включены в НВВ. Указывает, что судом необоснованно отклонены доводы о неправильной корректировке НВВ на 2019 г., произведенной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 г.
По мнению административного истца, рассмотрение дела без привлечения к участию Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) влечет нарушение прав данного органа, в связи с чем решение подлежит безусловной отмене.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных данным положением, в том числе, государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок на электрическую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Одним из долгосрочных параметров регулирования является уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Из материалов дела следует, что АО "Ивгорэлектросеть" является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
На основании заявления Общества от 29 апреля 2015 г. Департамент Постановлением N 63-э/7 установил АО "Ивгорэлектросеть" долгосрочные параметры регулирования, в том числе уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2016 - 2020 гг. в размере 4,13% на уровне напряжения "СН-2" и 12,76% на уровне напряжения "НН", а также НВВ на долгосрочный период регулирования на 2016 - 2020 гг. (без учета оплаты потерь).
Постановлением N 244-э/4, принятым на основании заявления Общества от 28 апреля 2018 г., в Постановление N 63-э/7 внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении АО "Ивгорэлектросеть" необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на 2019 г. установлена в размере 532 751,35 тыс. руб.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановление N 63-э/7 и Постановление N 244-э/4 приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое в части Обществом в рамках данного административного дела Постановление N 63-э/7 (в редакции Постановления N 244-Э/4) права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, а также величина корректировки необходимой валовой выручки на 2019 г. определены Департаментом в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из экспертного заключения тарифного органа от 30 декабря 2015 г., уровень потерь для Общества установлен в размере 4,13% на уровне напряжения "СН-2" и 12,76% на уровне напряжения "НН", при определении которого тарифный орган руководствовался пунктом 38 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 63-э/7), согласно которому тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, одним из которых является уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Согласно абзацу двадцать пятому пункта 38 Основ ценообразования, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.
Тем самым, для установления долгосрочных параметров регулирования на 2016 - 2020 гг. тарифным органом должны были использоваться минимальные значения величин нормативов потерь, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 674 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций" (далее - Приказ N 674), и фактический уровень потерь за последний истекший год, то есть 2014 г. для Общества.
Методика распределения фактических потерь по уровням напряжения отсутствует; фактические потери по уровням напряжения определяются непосредственно регулируемой организацией на основании внутренних технических и аналитических расчетов и являются непроверяемой величиной.
Общество полагает, что уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям необходимо было установить на уровне напряжения "СН-2" в размере 6,12% и на уровне напряжения "НН" в размере 12,76%, то есть в размере нормативов потерь, утвержденных Приказом N 674.
При этом Общество исходило из уровня фактических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям за 2014 г. на уровне напряжения "СН-2" в размере 6,56%, на уровне напряжения "НН" - 13,62%, определенных на основании данных о величине потерь за 2014 г. из годовой формы федерального статистического наблюдения N 46-ЭЭ (передача), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 июля 2013 г. N 257 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по тарифам федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики" (далее - форма N 46-ЭЭ).
Тарифным органом проведен анализ помесячных форм N 46-ЭЭ Общества за январь - октябрь 2014 г., по результатам которого не выявлено расхождений в балансовых показателях по сравнению с месячными статистическими формами за 2011 - 2013 гг. в части полезного отпуска электрической энергии, поступления в сеть и величины потерь электрической энергии.
При этом в отчетных формах Общества за ноябрь и декабрь 2014 г. объем потерь (при практически неизменной величине поступления в сеть) на уровне напряжения "СН-2" увеличился в 1,9 раза, а на уровне напряжения "НН" в части величины потерь были указаны нулевые значения.
Факт того, что потери электрической энергии в электрических сетях неизбежны и при передаче электрической энергии величина потерь не может принимать нулевые значения, а также то обстоятельство, что в действительности потери в электрических сетях Общества в ноябре и декабре 2014 г. имелись, не оспаривали в судебном заседании суда первой инстанции представители административного истца, а также подтвердили допрошенные судом свидетели.
Какие-либо документы в обоснование значительного изменения величин технологического расхода (потерь) электрической энергии в электрических сетях в 2014 г. по сравнению с предыдущими периодами Обществом не представлены, в том числе и на запрос Департамента от 4 декабря 2015 г.
Выполненный специалистами АО "Ивгорэлектросеть" и утвержденный главным инженером Общества 14 января 2015 г. расчет потерь, представленный при рассмотрении настоящего административного дела, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание ввиду его отсутствия на момент размещения формы N 46-ЭЭ за ноябрь 2014 г., в связи с чем такие сведения не могли быть учтены при заполнении названной формы. Более того, у Общества имелась возможность представить данный расчет в Департамент, как при направлении тарифной заявки, так и в ответ на запрос тарифного органа в декабре 2015 г.
Таким образом, в связи с отсутствием достоверных данных о величине потерь Общества в ноябре и декабре 2014 г., а также непредставлением административным истцом документов, обосновывающих значительное изменение величины потерь за данные месяцы, Департаментом при определении фактических показателей за последний отчетный период Общества обоснованно приняты имеющиеся статистические формы за январь - октябрь 2014 г., а также ноябрь 2015 г. и декабрь 2013 г. При изложенных обстоятельствах и учитывая соотносимость данных о потерях за январь - октябрь 2014 г., с данными за те же месяцы 2013 и 2015 гг., выбор тарифным органом помесячных показателей уровня потерь разных лет (с включением данных за ноябрь 2015 г. и декабрь 2013 г.) нельзя признать произвольным.
Доводы административного истца о противоречии Постановления N 63-э/7 пункту 40.1 Основ ценообразования обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанный пункт введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1074 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам применения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций", то есть после принятия тарифным органом оспариваемого в части нормативного правового акта. При этом, в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в течение долгосрочного периода регулирования не пересматриваются, за исключением приведенных в данной норме случаев.
Доводы административного истца о нарушении тарифным органом при определении уровня потерь положений Приказа N 674 являются несостоятельными, поскольку Основами ценообразования не предусмотрено обязательное установление уровня потерь для организаций в размере, равном нормативам потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, как ошибочно полагает Общество, а содержат условие о непревышении таких нормативов.
Пунктом 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, установлена обязанность потребителей услуг оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
Стимулирование организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по сокращению потерь энергетических ресурсов согласно статье 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является одним из мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Действующее законодательство ограничивает компенсацию регулируемой организации ненормативных потерь электрической энергии за счет потребителей. Возможность включения в состав необходимой валовой выручки ранее не учтенных расходов на следующий период регулирования, предусмотренная пунктом 7 Основ ценообразования, не может применяться произвольно, поскольку организация экономических отношений в сфере установления тарифов направлена на соблюдение соответствующих основополагающих принципов, к числу которых относится и соблюдение баланса экономических интересов, и учет требований к сокращению потерь энергетических ресурсов.
Тем самым, в рассматриваемом случае произведенный Департаментом расчет уровня потерь электрической энергии на основании корректных фактических данных Общества за полный год направлен на исключение необоснованного завышения потерь на уровне напряжения "СН-2" в целях недопущения возложения на потребителей ресурсов оплаты в составе тарифа ненормативных потерь электрической энергии регулируемой организации, что соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом Судебная коллегия учитывает, что в 2015 г. (последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на уровне напряжения "СН-2" составлял 3,93%, ввиду чего доводы административного истца о значительном занижении Департаментом уровня потерь по сравнению с фактическими данными, а также с ранее установленными и принятыми как нормативные уровнями за предыдущие периоды регулирования, являются несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 23 Правил государственного регулирования тарифов экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по соответствующим статьям расходов.
Расходы на обслуживание заемных средств являются неподконтрольными расходами и включаются в плановый период только на основании их подтверждения в экономически обоснованном размере.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расходы по статье "Проценты за пользование кредитом" на 2019 г. по еще незаключенному кредитному договору не могут быть включены в НВВ, поскольку документов, подтверждающих обязанность Общества уплачивать какие-либо денежные средства не представлено; копия письма кредитной организации о готовности рассмотрения возможности предоставления кредита таким документом не является.
Как правильно указал в решении суд, пунктом 11 Методических указаний предусмотрено отнесение к неподконтрольным расходам затрат на возврат и обслуживание заемных средств; при этом в формуле 7 указанного пункта предусмотрена корректировка неподконтрольных расходов. Таким образом, при наличии подтверждающих документов расходы по данной статье могут быть возмещены административному истцу в последующие периоды регулирования.
Также подлежат отклонению доводы административного истца о неправильной корректировке НВВ на 2019 г., произведенной тарифным органом в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Обществом за 2017 г.
Корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле 9, содержащейся в пункте 11 Методических указаний.
Из пункта 3.3 экспертного заключения тарифного органа от 29 декабря 2018 г. усматривается, что величина корректировки необходимой валовой выручки на 2019 г. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 г. определена административным ответчиком в размере минус 56 951,23 тыс. руб. в соответствии с формулой 9 пункта 11 Методических указаний.
Административный истец не согласен с принятым тарифным органом для расчета объемом фактического финансирования инвестиционной программы в размере 62 397 тыс. руб., поскольку в данную сумму не вошли затраты на строительство объектов, не включенных в утвержденную инвестиционную программу на 2017 г., но выполнение которых, по мнению Общества, является обоснованным.
К таким объектам Обществом отнесены: 1) реконструкция распределительных сетей напряжением 0,4 кВ в м. Сластиха, выполненная с учетом завершения работ, начатых в 2016 и 2017 гг. и утвержденных в инвестиционной программе на долгосрочный период 2016 - 2020 гг., фактические затраты на которую составили в 2017 г. 8 548,72 тыс. руб.; 2) реконструкция КЛ-6 "П/ст Ив-12 фид. 604-РП10" каб. АиБ (т/у N 3/9-458 от 1 июня 2015 г.), выполненная ввиду неудовлетворительного состояния кабельной линии, фактические затраты за 2017 г. на которую составили 2030,68 тыс. руб. (без налога на добавленную стоимость); 3) строительство очистных сооружений сточных вод, промплощадка N 2 ул. Колотилова, 53, обусловленное необходимостью получения разрешения на предоставление водного объекта в пользование и предписанием Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 октября 2017 г., фактические затраты на которое составили 1075,80 тыс. руб.
Обоснованными, по мнению административного истца, являются фактические затраты АО "Ивгорэлектросеть" на объекты инвестирования в 2017 г. за счет тарифных источников в размере 74 051,88 тыс. руб.
Согласно упомянутой формуле 9 объем фактического финансирования инвестиционной программы представляет собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) без налога на добавленную стоимость в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.
28 октября 2016 г. приказом Департамента N 140/2-п (то есть на 2017 г. (i-2) до его начала) утверждена корректировка инвестиционной программы АО "Ивгорэлектросеть" на 2016 - 2020 гг., утвержденной приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 6 августа 2015 г. N 83-п, с основными характеристиками согласно приложениям 1 - 13 к данному приказу.
При этом расходы на перечисленные административным истцом объекты в инвестиционную программу включены не были, что не оспаривалось представителями АО "Ивгорэлектросеть", в связи с чем затраты на их строительство обоснованно не были приняты во внимание тарифным органом.
Доводы административного истца о том, что затраты на объект в м. Сластиха должны быть учтены в связи с включением данного объекта в инвестиционную программу на долгосрочный период 2016 - 2020 гг., а также при корректировке инвестиционной программы 31 октября 2017 г., судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку, как уже указывалось ранее, из формулы 9 пункта 11 Методических указаний следует, что при определении объема фактического финансирования инвестиционной программы принимаются во внимание инвестиционные проекты утвержденной (скорректированной) в установленном порядке инвестиционной программы на год (i-2) до его начала.
При этом Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что действующее законодательство в сфере электроэнергетики не содержит положений, предусматривающих возможность компенсации за счет тарифных источников фактических затрат, превышающих утвержденный на год объем финансирования, даже в том случае, если они не выходят за пределы полной стоимости инвестиционного проекта (включенного в инвестиционную программу на долгосрочный период 2016 - 2020 гг.).
Если согласиться с доводом, что организация по своему усмотрению может увеличивать размер финансирования мероприятий, перераспределять средства, то теряется смысл указания в инвестиционной программе мероприятий, запланированных на конкретный срок, а также объема финансирования инвестиционного проекта по годам.
Контроль за целевым расходованием инвестиционных ресурсов является одной из основных задач тарифного органа, поскольку включение в тариф инвестиционной составляющей приводит к его безусловному увеличению.
Таким образом, Судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в рамках тарифного регулирования исключение превышающей суммы фактического финансирования над плановым размером инвестиционной программы за 2017 г. (учитываемым при установлении тарифов) из расчета корректировки НВВ является правомерным, направленным на обеспечение баланса экономических интересов как ресурсоснабжающей организации, так и различных категорий потребителей электрической энергии, поскольку не перекладывает на последних риски полного неисполнения или неисполнения в срок мероприятий инвестиционной программы.
Доводы административного истца о непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФАС России на правильность обжалуемого решения суда не влияют.
Согласно статье 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле.
ФАС России заинтересованным лицом в смысле положений статьи 47 КАС РФ не является, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании нормативного правового акта недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля его права и обязанности при разрешении административного дела не затрагивает. В этой связи непривлечение названного антимонопольного органа к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения, предусмотренного положениями статьи 310 КАС РФ, влекущего безусловную отмену принятого судебного акта, не образует.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ивановского областного суда от 9 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть" - без удовлетворения.