ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО НАДЗОРУ
ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПИСЬМО
от 26 октября 1995 г. N 07-48р/15
ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАДЗОРА
ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Анализ практики работы территориальных органов страхового надзора показывает, что не везде еще на местах установились правильные подходы к выбору форм и методов надзора за страховой деятельностью, определению путей и механизмов сбора информации о страховщиках. Об этом, в частности, свидетельствуют сообщения руководителей ряда страховых компаний о неправомерных действиях некоторых начальников инспекций Росстрахнадзора (Пермской, Самарской, Санкт-Петербургской инспекций, инспекций по Чувашской и Удмуртской Республикам), которые требуют предоставления пакетов копий документов, рассмотренных Росстрахнадзором при решении вопроса о выдаче лицензий на право проведения страховой деятельности. При этом в ряде случаев (например, Санкт - Петербургская инспекция) запросы о представлении такого рода документов оформляются в виде предписаний, что подрывает принципы и искажает саму суть применения санкций по отношению к страховщикам, допускающим нарушения действующего законодательства.
В целях недопущения в дальнейшем аналогичных недостатков Росстрахнадзор рекомендует руководителям территориальных органов страхового надзора в своей работе исходить прежде всего из того, что механизм страхового надзора предопределяется необходимостью соблюдения принципов, вытекающих из всей совокупности прав и обязанностей как органов страхового надзора, так и участников страхования, по отношению к которым неприемлемы ведомственный подход и принятие управленческих решений. Поэтому при осуществлении сбора информации о страховой деятельности необходимо строго руководствоваться Положением "Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью" и другими нормативными документами Росстрахнадзора, полнее использовать свое право знакомиться непосредственно в страховых компаниях с имеющимися документами и другой информацией по всем вопросам их создания, функционирования и лицензирования страховой деятельности. При этом инспекции Росстрахнадзора вправе получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении. Что касается осуществления территориальными органами страхового надзора запросов о представлении страховыми организациями других документов по вопросам, связанным с их функционированием, то оно должно всякий раз обосновываться не простым стремлением к накоплению материалов для формирования дел страховых компаний, а действительными потребностями, вытекающими непосредственно из конкретных обстоятельств самого хода и результатов проводимых проверок деятельности страховых организаций, а также рассмотрения заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением страхового законодательства. К таким обстоятельствам может, в частности, относиться возникновение необходимости подтверждения имеющихся у инспекций Росстрахнадзора сведений о несоблюдении законодательства о страховании либо установления факта подлинности проверяемых документов.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Росстрахнадзоре начаты подготовительные работы по составлению паспортов страховых организаций, посредством которых предполагается доводить до инспекций Росстрахнадзора необходимый для целей страхового надзора минимум информации о страховщиках.
Руководитель
Росстрахнадзора
Ю.С.БУГАЕВ