МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 1 августа 2004 г. N 09-0-10/3152@
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для использования в работе налоговых органов дополнительные рекомендации к Временным методическим рекомендациям для территориальных органов МНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Направляемые дополнительные рекомендации предназначены для использования только в налоговых органах.
Обеспечьте применение названных дополнительных рекомендаций.
Заместитель Министра
Д.А.ЧУШКИН
Приложение
к письму МНС России
от 1 августа 2004 г. N 09-0-10/3152@
К ВОПРОСУ
О ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОДЛИННОСТИ
ПОДПИСИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ ИНОСТРАННОЙ
КОМПАНИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ УЧРЕДИТЕЛЯМИ СОЗДАВАЕМОГО РОССИЙСКОГО
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, НА ЗАЯВЛЕНИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ СОЗДАНИИ
Внесение изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ), имеющее целью персонифицировать ответственность заявителей, повлекло за собой ограничение с начала 2004 года круга лиц, правомочных выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при создании (далее - заявление по форме N Р11001). Так, при государственной регистрации юридического лица при создании заявителями могут выступать только учредители юридического лица - физические лица либо руководители юридических лиц, выступающих учредителями регистрируемого юридического лица.
В настоящее время в связи с поступающими запросами регистрирующих (налоговых) органов, юридических лиц актуальным является вопрос о возможности совершения на территории иностранного государства нотариального свидетельствования подлинности подписи на указанном заявлении иностранных граждан, а также руководителей иностранных компаний, являющихся учредителями регистрируемого юридического лица.
При разрешении указанного вопроса регистрирующим (налоговым) органам необходимо руководствоваться следующим:
1. В случае если подпись заявителя необходимо засвидетельствовать на заявлении по форме N Р11001, составленном на русском языке.
В соответствии со статьями 1, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, статьей 45 Консульского устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1976 (далее - Консульский устав), должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают от имени Российской Федерации на территории других государств нотариальные действия, в том числе по свидетельствованию подлинности подписей на документах.
Таким образом, свидетельствование подлинности подписи заявителя на заявлении по форме N Р11001 может осуществляться должностными лицами консульских загранучреждений Российской Федерации.
2. В случае если подпись заявителя необходимо засвидетельствовать на заявлении по форме N Р11001, составленном на иностранном языке.
При этом необходимо учитывать тот факт, что в соответствии со статьей 51 Консульского устава нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на том же языке, на котором ведется делопроизводство консульского учреждения.
Поскольку согласно статье 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации является русский язык, должностные лица консульских загранучреждений Российской Федерации не осуществляют свидетельствование подлинности подписи заявителя на заявлении по форме N Р11001 в случае его составления на иностранном языке.
Таким образом, свидетельствование подлинности подписи заявителя на заявлении по форме N Р11001 осуществляется должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий на территории иностранного государства.
Необходимо отметить, что документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции одного государства, подлежащие представлению на территории другого государства, в том числе заявление по форме N Р11001, в котором подлинность подписи заявителя засвидетельствована иностранным нотариусом, подлежат проставлению апостиля в соответствии с положениями Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961 (далее - Гаагская Конвенция), либо легализации в порядке, установленном статьей 55 Консульского устава.
Согласно статье 2 Гаагской Конвенции официальные документы, совершенные на территории государства, ратифицировавшего Гаагскую Конвенцию, либо присоединившегося к ней, не требуют легализации при представлении их на территории другого государства, также являющегося участником указанного международного договора.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
В связи с изложенным, в случае если свидетельствование подлинности подписи заявителя иностранным нотариусом на заявлении по форме N Р11001 произошло в государстве, ратифицировавшем Гаагскую Конвенцию, компетентный орган указанного государства на заявлении по форме N Р11001 проставляет апостиль, форма которого предусмотрена статьей 4 Гаагской Конвенции.
В случае если государство, на территории которого иностранным нотариусом засвидетельствована подлинность подписи заявителя на заявлении по форме N Р11001, не является участником Гаагской Конвенции, заявление по форме N Р11001 подлежит легализации.
В соответствии со статьей 55 Консульского устава консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах, составленных при участии властей консульского округа или исходящих от этих властей, а также соответствии указанных документов и актов законам государства пребывания.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 16 Закона РСФСР "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991 N 1807-1 на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.
Таким образом, документы, представляемые в регистрирующие (налоговые) органы для государственной регистрации юридического лица при создании, в том числе заявление по форме N Р11001, должны быть составлены на русском языке.
На основании вышеизложенного, регистрирующие (налоговые) органы вправе принять к рассмотрению составленное на иностранном языке заявление по форме N Р11001, в котором подлинность подписи заявителя засвидетельствована иностранным нотариусом, в случае проставления на указанном заявлении апостиля либо осуществлении его консульской легализации при наличии нотариального свидетельствования перевода заявления по форме N Р11001 на русский язык.
Департамент
государственной регистрации
и учета юридических
и физических лиц