ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2020 г. N АКПИ20-1
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Табале Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Политической партии "ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ",
установил:
Политическая партия "ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ" (далее также - Партия) создана 22 сентября 2012 г. на учредительном съезде Партии. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 4 декабря 2012 г. под основным государственным регистрационным номером 1127799025177.
Устав Политической партии "ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ" с изменениями, принятыми на I внеочередном съезде 23 ноября 2013 г., является действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Резяпов Ильдар Венерович.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ссылаясь на то, что согласно письменной информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях".
В судебном заседании представитель административного истца Анохина Е.С. поддержала административный иск.
Партия, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не направила своего уполномоченного представителя в суд и не представила письменных возражений по существу административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Анохиной Е.С., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".
Согласно пункту 1 статьи 38 поименованного закона контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Уполномоченным федеральным органом является Министерство юстиции Российской Федерации, которое в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Министерством юстиции Российской Федерации установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях".
Регулируя общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией политических партий, Федеральный закон "О политических партиях" в статье 37 устанавливает, когда политическая партия признается участвующей в выборах.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "а"); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт "в"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "г.1"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "д"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "е").
В соответствии с частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации.
Согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), представленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России) в письме от 6 декабря 2019 г. N 06-05/13581 на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), Партия в период с 4 декабря 2012 г. по 4 декабря 2019 г.:
- не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- не участвовала в выборах Президента Российской Федерации;
- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в 2 субъектах Российской Федерации (Белгородская область, Оренбургская область), что составляет менее 10 процентов субъектов Российской Федерации;
- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в 5 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Смоленская область, Забайкальский край, Республика Крым, город Севастополь), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации;
- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 20 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Маха (Якутия), Республика Татар стан (Татар стан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Красноярский край, Амурская область, Архангельская область, Белгородская область, Иркутская область, Московская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Тверская область, Челябинская область, город Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Крым, город Севастополь), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" закреплено, что использование ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме (преамбула).
Использование, эксплуатация и развитие ГАС "Выборы" осуществляются на основе следующих принципов: обязательное применение ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС "Выборы" других автоматизированных систем и информационных технологий; обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы" в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах ГАС "Выборы", в соответствии с федеральными законами; обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС "Выборы" (подпункты 6 - 8 статьи 4 указанного закона).
Данным законом установлено, что ЦИК России является государственным заказчиком ГАС "Выборы", определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами (пункт 1 статьи 6).
Статья 12 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" предусматривает условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС "Выборы".
Члены ЦИК России имеют право доступа к информационным ресурсам ГАС "Выборы", содержащим персональные данные (подпункт 1 пункта 1 статьи 18 этого закона).
Из анализа приведенных законоположений следует, что данные, представленные ЦИК России на основе информации, содержащейся в ГАС "Выборы", об участии Партии в выборах разных уровней, являются достоверными и допустимыми доказательствами, отвечающими требованиям статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих эти данные, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" не принимала.
Пунктом 2 статьи 37 названного закона предусмотрено, что политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 этой статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 поименованного закона. Следовательно, имеются правовые основания для ликвидации Партии.
Исходя из положений подпункта "в" пункта 3, пункта 4 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 приведенного закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
Основу структуры Партии составляют региональные, местные и первичные отделения (статья 3 Устава Партии).
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона "О политических партиях" региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона "О политических партиях").
В силу абзаца первого пункта 7 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным федеральным законом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Политическую партию "ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ" (основной государственный регистрационный номер 1127799025177), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО