ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2019 г. N АКПИ19-918
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Всероссийской политической партии "Партия Возрождения Села",
установил:
Всероссийская политическая партия "Партия Возрождения Села" (далее также - Партия) создана на учредительном съезде 19 мая 2012 г., зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 18 января 2013 г.
Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 18 января 2013 г. за основным государственным регистрационным номером 1137799000712.
Устав Всероссийской политической партии "Партия Возрождения Села" (далее - Устав) действует в редакции, утвержденной на втором этапе учредительного съезда Партии 1 декабря 2012 г.
Лицами, имеющими право действовать от имени движения без доверенности, согласно Уставу и сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, являются председатель Партии Ташаев Олег Георгиевич и сопредседатели Партии Дегтярев Виктор Александрович и Мельниченко Борис Владимирович.
Минюст России обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии в связи неоднократными и грубыми нарушениями Партией законодательства Российской Федерации и положений, предусмотренных его Уставом.
Как указано в исковом заявлении, в нарушение подпунктов "г" и "е" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 1 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" Партия имеет зарегистрированные региональные отделения менее чем в половине субъектов Российской Федерации; в 2019 г. при осуществлении текущего контроля соблюдения Партией действующего законодательства были выявлены нарушения, которые Партией не устранены. В Минюст не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) Партии.
В ходе проведенной в апреле 2019 г. плановой документарной проверки Партии выявлены многочисленные нарушения законодательства о политических партиях и несоответствия деятельности Уставу Партии.
По результатам проверки в адрес Партии вынесено письменное предупреждение от 30 апреля 2019 г., обязывающее Партию устранить выявленные Минюстом России нарушения законодательства Российской Федерации и Устава Партии в срок до 26 июля 2019 г. и направить в Минюст России документы, подтверждающие их устранение.
Указанные в предупреждении нарушения в установленный срок Партией не были устранены, в связи с чем 5 августа 2019 г. в адрес Партии вынесено повторное предупреждение, обязывающее Партию устранить выявленные в ходе проверки нарушения в срок до 15 октября 2019 г.
Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель Минюста России Дорофеева Н.В. поддержала административный иск о ликвидации Партии.
Председатель Партии Ташаев О.Г. признал фактические обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, при этом возражал против его удовлетворения, полагая возможным предоставить Партии дополнительный срок для устранения нарушений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона "О политических партиях" Минюст России осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Как следует из материалов дела, распоряжением Минюста России от 7 марта 2019 г. N 245-р назначено проведение плановой документарной проверки Партии в период с 1 по 26 апреля 2019 г. на предмет соблюдения ею законодательства о некоммерческих организациях и соответствия деятельности уставным целям.
Выявленные в ходе проверки нарушения были неоднократно указаны Партии Минюстом России, в том числе в протоколе об административном правонарушении от 1 апреля 2019 г., акте проверки от 26 апреля 2019 г., предупреждениях от 30 апреля 2019 г. и 5 августа 2019 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26 апреля 2019 г., также по результатам проверки в адрес Партии вынесено письменное предупреждение от 30 апреля 2019 г. N 11/56681-ОП с изложением выявленных нарушений и срока их устранения (до 26 июля 2019 г.).
Указанные в предупреждении нарушения в установленный срок Партией не были устранены, в связи с чем 5 августа 2019 г. в адрес Партии вынесено повторное предупреждение N 11/98644-ОП, обязывающее Партию устранить выявленные в ходе проверки нарушения в срок до 15 октября 2019 г.
По вынесенным в адрес Партии предупреждениям истекли установленные сроки для устранения нарушений, которые Партией не устранены, предупреждения Минюста России в судебном порядке Партией не обжалованы.
Вместе с тем в нарушение приведенных положений в ходе проверки Минюста России было установлено, что на бланках Партии указаны адреса Партии, не соответствующие данным, имеющимся в ЕГРЮЛ.
В частности, письмо Партии от 2 апреля 2019 г. N 013/1-МЮ, направленное в адрес Минюста России, содержит адрес: 125124, Москва, переулок Расковой, 24 - 26, а в письме Партии от 28 марта 2019 г. N 12/1-МЮ, также направленном в адрес Минюста России, указан другой адрес: 123557, Москва, Электрический пер., д. 3/10, стр. 1. Документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе Партии в Минюст России не представлено.
Достоверность сведений об адресе местонахождения юридического лица, в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходима для их внесения в ЕГРЮЛ, а также для обеспечения взаимодействия с данным юридическим лицом не только федерального органа государственной регистрации, но и третьих лиц.
Факт неоднократности непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, также нашел свое объективное подтверждение в ходе судебного заседания.
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. Несоответствие количества региональных отделений требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 данного закона является основанием для ликвидации политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации.
В состав Российской Федерации входит 85 субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации). Следовательно, политическая партия должна иметь зарегистрированные региональные отделения не менее чем в 43 субъектах Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что представленные сведения о региональных отделениях Партии, а также сведения, указанные на сайте Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.Партиявозрождениясела.рф), о 48 региональных отделениях Партии содержат недостоверную информацию о региональных отделениях Партии в Московской, Воронежской и Ростовской областях, Республиках Алтай и Марий Эл, поскольку указанные региональные отделения были исключены из ЕГРЮЛ на момент проверки.
Проверкой было установлено 43 зарегистрированных региональных отделения.
Между тем на момент рассмотрения административного искового заявления Партия имеет 40 зарегистрированных региональных отделений.
В судебном порядке были ликвидированы и исключены из ЕГРЮЛ три региональных отделения Партии: в Алтайском крае (исключено 5 июня 2019 г.), в Псковской области (исключено 14 августа 2019 г.), в Тульской области (исключено 9 июля 2019 г.).
Сведения о создании и государственной регистрации новых региональных отделений Партии в Минюст России и в суд не поступали.
Таким образом, Партия имеет зарегистрированные региональные отделения менее чем в половине субъектов Российской Федерации (40 региональных отделений), в Минюст России не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) Партии, необходимые для внесения изменения в ЕГРЮЛ.
В силу подпунктов "г", "е" пункта 3 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае несоответствия количества региональных отделений требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 названного закона и неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона "О политических партиях").
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным федеральным законом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Всероссийскую политическую партию "Партия Возрождения Села" (основной государственный регистрационный номер 1137799000712), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ