ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2020 г. N АКПИ20-48
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Всероссийской политической партии "Женский Диалог",
установил:
Всероссийская политическая партия "Женский Диалог" (далее также - Партия) создана 15 ноября 2012 г. на учредительном съезде Партии. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 28 декабря 2012 г. под основным государственным регистрационным номером 1127799027300.
Устав Всероссийской политической партии "Женский Диалог" принят на I съезде Партии 15 ноября 2012 г. и является действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Семерикова Елена Геннадьевна.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, ссылаясь на то, что, согласно информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", поэтому она не может быть признана участвующей в выборах и подлежит ликвидации согласно пункту 2 статьи 37, подпункту "в" пункта 3 статьи 41 указанного закона.
Партия не представила письменных возражений по существу административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца Харламова А.М. поддержала административный иск.
Представители Партии Семерикова Е.Г., Киян В.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, пояснив, что Партия и ее региональные отделения старались соблюдать требования Федерального закона "О политических партиях", в том числе его статьи 37, Партия ведет свою деятельность и занимает активную жизненную и политическую позицию, по их мнению, ее ликвидация будет необоснованна.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Харламовой А.М., возражения представителей Всероссийской политической партии "Женский Диалог" Семериковой Е.Г., Киян В.М., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "О политических партиях", согласно пункту 1 статьи 38 которого контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункты 2 и 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Минюстом России установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о ликвидации Партии.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "а"); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт "в"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "г.1"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "д"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "е").
Как следует из представленного Минюстом России письма Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 9 января 2020 г. N 06-05/5, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), полученной на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), Партия в период с 28 декабря 2012 г. по 28 декабря 2019 г.:
- не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- не участвовала в выборах Президента Российской Федерации;
- не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в 3 субъектах Российской Федерации (Чеченская Республика, Красноярский край, Рязанская область), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации;
- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 2 субъектах Российской Федерации (Ставропольский край, Московская область), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" не принимала.
Упоминаемые в устных возражениях представителей Партии другие случаи выдвижения кандидатов, которые не были зарегистрированы, не имеют правового значения и не опровергают утверждений административного истца, основанных на данных, содержащихся в ГАС "Выборы", о том, что Партия не может считаться участвующей в выборах.
Так, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" закреплено, что использование ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме (преамбула).
Данным законом установлено, что ЦИК России является государственным заказчиком ГАС "Выборы", определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами (пункт 1 статьи 6).
Сведения об участии политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" предоставляются по запросу федерального уполномоченного органа ЦИК России на основе данных, содержащихся в ГАС "Выборы".
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает иных средств доказывания обстоятельств участия политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах.
Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях", являющейся императивной нормой, предписано, что политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 этой статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 данного закона.
Исходя из положений пункта 1, подпункта "в" пункта 3, пункта 4 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 приведенного закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом и имеется предусмотренное законом правовое основание для ее ликвидации.
В состав Партии, как следует из пункта 6.1 Устава Партии, входят региональные и местные отделения.
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона "О политических партиях" региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона "О политических партиях").
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Всероссийскую политическую партию "Женский Диалог" (основной государственный регистрационный номер 1127799027300), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО