ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2018 г. N 72-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мартиросян С.В. о признании не действующим в части приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 июня 2017 г. N 75-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО "Коммунальник" потребителям на территории Забайкальского края, на 2017 - 2018 годы" по апелляционным жалобам Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, акционерного общества "ЗабТЭК" на решение Забайкальского краевого суда от 21 ноября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя административного ответчика - Поповой М.В., представителя акционерного общества "ЗабТЭК" Федотова И.А. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Мартиросян С.В. обратилась в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 июня 2017 г. N 75-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО "Коммунальник" потребителям на территории Забайкальского края, на 2017 - 2018 годы" в части пункта IX приложения N 1.
Решением Забайкальского краевого суда от 21 ноября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, акционерное общество "ЗабТЭК" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить.
Административный истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей (пункт 25 Основ ценообразования).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Из материалов дела следует, что приказом Федеральной антимонопольной службы от 30 мая 2017 г. N 720/17 отменен с 1 июля 2017 г. приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2015 г. N 400 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО "Коммунальник", на 2016 - 2018 годы". Из данного приказа следует, что органом регулирования указанным решением установлены тарифы на тепловую энергию для категории групп "Население" ниже экономически обоснованного уровня за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для категории потребителей "Потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии", что противоречит пункту 25 Основ ценообразования.
Названным приказом административному ответчику также предписано установить тарифы на тепловую энергию для ООО "Коммунальник" с учетом требований законодательства в сфере теплоснабжения и ввести их в действие с 1 июля 2017 г.
Во исполнение требований Федеральной антимонопольной службы Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края издала оспариваемый приказ от 15 июня 2017 г. N 75-НПА, которым установлены и введены в действие тарифы для бюджетных и прочих потребителей с 1 июля 2017 г.
При этом в расчет тарифов, утвержденных для структурного подразделения ООО "Коммунальник" на территории муниципального образования "Шилкинский район", орган регулирования включил расходы регулируемой организации, фактически понесенные в 2016 году, но не учтенные ранее при установлении тарифов на 2016 год, в размере 41 353 607,53 руб., что привело к увеличению тарифов для отдельных категорий потребителей.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что указанные расходы выявлены органом регулирования при проведении проверки деятельности общества в 2017 году, следовательно, такие расходы могут быть учтены в необходимой валовой выручке не ранее, чем при установлении тарифов на 2018 год.
Из пункта 13 Основ ценообразования следует, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Вместе с тем в рассматриваемом случае экономически обоснованные расходы общества выявлены органом регулирования в 2017 году по результатам плановой выездной проверки фактических затрат регулируемой организации 2016 года, и вышеуказанная сумма подтверждена бухгалтерской и статистической отчетностью предприятия за 2016 год.
Ранее установленные тарифы пересчитывались во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы, и поскольку на этот момент административный ответчик располагал данными бухгалтерской и статистической отчетности общества за 2016 год, то включение таких расходов в необходимую валовую выручку на 2017 год произведено правомерно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Забайкальского краевого суда от 21 ноября 2017 г. отменить, апелляционные жалобы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, акционерного общества "ЗабТЭК" - удовлетворить.
В удовлетворении административного искового заявления Мартиросян С.В. о признании не действующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 июня 2017 г. N 75-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО "Коммунальник" потребителям на территории Забайкальского края, на 2017 - 2018 годы" в части пункта IX приложения N 1 - отказать.