ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. N 302-КГ17-13148
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.12.2016 по делу N А33-26753/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.06.2017 по тому же делу по заявлению первичной профсоюзной организации "Разрез Березовский" Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 24.08.2016 N 74 п/т и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
установил:
первичная профсоюзная организация "Разрез Березовский" Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения от 24.08.2016 N 74 п/т и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.12.2016, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017, требования заявителя удовлетворены.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 01.06.2017 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Фонд обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Красноярского края.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении по материалам истребованного дела доводов жалобы и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи упомянутой жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как следует из материалов дела, спор касается правомерности применения заявителем в I-полугодии 2016 года пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о наличии у заявителя права на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании указанной нормы Закона N 212-ФЗ. При этом суды установили, что заявитель является некоммерческой организацией социальной направленности, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суды признали недействительным оспариваемое решение фонда.
Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, фонд ссылается на правомерность оспариваемого решения, поскольку в силу положений Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ) заявитель не может быть признан организацией, деятельность которой ориентирована на деятельность в области социального обслуживания населения, так как заявитель не осуществляет социальное обслуживание неограниченного круга населения.
Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, связанным с осуществлением заявителем в соответствии с учредительными документами деятельности в области социального обслуживания населения, в том числе для неопределенного круга лиц. При этом суды указали, что понятие "некоммерческая организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения", установленное Законом N 212-ФЗ для применения пониженного тарифа страховых взносов отдельными категориями плательщиков страховых взносов, является по своему содержанию шире, чем понятие "предприятие/учреждение социального обслуживания", установленное Законом N 195-ФЗ в отношении социальных служб, на которое ссылается фонд. Кроме того, Закон N 195-ФЗ утратил силу с 31.12.2014 в связи с введением в действие с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Как установили суды, с учетом положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", заявитель является действующей некоммерческой организацией социальной направленности, о чем свидетельствуют представленные в дело доказательства о видах деятельности, осуществляемых заявителем в соответствии с учредительными документами. При этом заявитель ежегодно отчитывается перед Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, представляя "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" в соответствии с приказом Федеральной службы статистики от 23.07.2013 N 291 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федерального статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций". Также суды установили, что заявитель осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения для неопределенного круга лиц, а не только членам профсоюза. Доводов, опровергающих указанные обстоятельства, фонд не приводит.
Приведенные фондом в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, основания для передачи жалобы фонда для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ