ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. N 89-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЛАЛ" и индивидуального предпринимателя Никулина А.М. о признании недействующим постановления Правительства Тюменской области от 9 июля 2007 г. N 148-п "Об утверждении положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности" (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 21 ноября 2016 г. N 5612-п) в части, по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 13 марта 2017 г., которым заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя ООО "ОЛАЛ" Быковой М.О., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "ОЛАЛ" и индивидуальный предприниматель Никулин А.М. обратились в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Тюменской области от 9 июля 2007 г. N 148-п "Об утверждении положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности" (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 21 ноября 2016 г. N 5612-п), в части размера коэффициента детализации при целевом использовании "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания: под объектом незавершенного строительства" указанного в пункте 5 приложения N 3 (согласно абзацу 1 пункта 6.3) с даты вынесения постановления (с 27 июня 2014 г.) и абзаца 2 пункта 6.4 - с 1 марта 2015 г. (с даты вступления в силу изменений в Земельном кодексе Российской Федерации).
Решением Тюменского областного суда от 13 марта 2017 г., требование истцов удовлетворено в части признания недействующим абзаца 2 пункта 6.4 постановления. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением Тюменского областного суда в удовлетворенной части заявленных требований Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в Судебную коллегию по административным делам с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Тюменской области и административными истцами представлены возражения.
В судебное заседание представители индивидуального предпринимателя Никулина А.М., Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области и прокуратуры Тюменской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, представленные в аренду без торгов, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области, возглавляемое Губернатором области, входит в систему органов государственной власти области и является высшим исполнительным органом государственной власти области.
В порядке предоставленных полномочий Правительство Тюменской области постановлением от 9 июля 2007 г. N 148-п утвердило Положение об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности (далее - Положение), которое опубликовано в официальном печатном издании - газете "Парламентская газета "Тюменские известия" от 9 октября 2007 г. N 183 и "Тюменская область сегодня" от 10 октября 2007 г. N 186.
Пунктом 6 Положения установлен порядок определения размера арендной платы за год на земельные участки исходя из их кадастровой стоимости по формуле, согласно которой для определения годового размера учитывается удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (Супксз), площадь земельного участка, предоставляемого в аренду (Пл), дополнительный (понижающий) коэффициент (Кдоп), коэффициент нарушения установленного режима использования земельного участка (Кнр), коэффициент детализации (Кд).
Согласно абзацу 1 пункта 6.3 Положения коэффициент детализации (Кд) учитывает специфику осуществления деятельности на конкретном земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования, определенным договором аренды. Размеры коэффициентов детализации указаны в приложениях N 3, 5 к Положению.
В приложении N 3 к Положению установлен коэффициент детализации исходя из целевого использования земельных участков, для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, под объектом незавершенного строительства, согласно пункту 5 приложения предусмотрен коэффициент детализации - "2".
Абзац 2 пункта 6.4 Положения предусматривает, что арендная плата устанавливается в двукратном размере (с учетом абзаца третьего пункта 10 Положения) при заключении нового договора аренды, если на земельном участке, предоставляемом для строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), начато строительство, которое по истечении срока действия предыдущего договора (за исключением случаев, если более длительный срок строительства не предусмотрен проектной документацией на объект капитального строительства) не завершено и объект не введен в эксплуатацию (если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности объект подлежит вводу в эксплуатацию).
Коэффициент детализации "2", а также абзац 2 пункта 6.4 Положения введены постановлением Правительства Тюменской области от 20 июня 2014 г. N 331-п "О внесении изменений в постановление от 9 июля 2007 г. N 148-п".
Внесенные в оспариваемое постановление изменения на основании постановлений Правительства Тюменской области, в том числе постановление от 20 июня 2014 г. N 331-п, которым введены оспариваемые административными истцами положения, официально опубликованы и размещены на официальном сайте органов власти Тюменской области.
Административный истец ООО фирма "ОЛАЛ" в соответствии с договором аренды от 3 сентября 2012 г. заключенным с Департаментом имущественных отношений Тюменской области сроком до 27 августа 2015 г. арендовал земельный участок с кадастровым номером < ... > , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов общественного питания, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, расположенный по адресу: г. Тюмень, проезд < ... > .
17 сентября 2015 г. между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ООО фирмой "ОЛАЛ" заключен новый договор аренды указанного земельного участка, в связи с незавершенным строительством на нем объекта капитального строительства, и в соответствии с изменением земельного законодательства введенным в действие с 1 марта 2015 г. (подпункт 10 пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). При расчете арендной платы по договору аренды на новый срок, арендодатель применил одновременно пункт 6.3 и пункт 6.4 постановления Правительства Тюменской области от 9 июля 2007 г. N 148-п (в редакции постановления от 20 июня 2014 г. N 331-п).
На основании соглашения о внесении изменений в договор аренды от 14 октября 2016 г. в связи с переходом права собственности на расположенный на земельном участке объект незавершенного строительства права арендатора по договору аренды на земельный участок перешли к Никулину А.М. с 7 сентября 2016 г.
В результате указанных изменений арендная плата за земельный участок для административных истцов значительно увеличилась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К числу таких принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Доказательств экономического обоснования двукратного размера арендной платы установленного в абзаце 2 пункта 6.4 оспариваемого постановления административный ответчик не представил.
Кроме того, применение повышенной арендной платы за земельный участок на котором находится объект незавершенного капитального строительства, в случае превышения сроков его строительства, нормами федерального законодательства не предусмотрено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Тюменского областного суда от 13 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.