ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2019 г. N 310-ЭС19-6062
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2018, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.01.2019 по делу N А62-8982/2017
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аванпост" (ОГРН 1126733001306, ИНН 6732051029, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, далее - администрация), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление Росреестра по Смоленской области) о признании незаконным решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020801:13, расположенного по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 39. Судом первой инстанции делу присвоен номер А62-8982/2017.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 17.01.2018 в связи с отказом ООО "Аванпост" от требований к Управлению Росреестра по Смоленской области производство по делу в отношении требований к данному ответчику прекращено.
ООО "Аванпост" в рамках дела N А62-378/2018 обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с требованиями к администрации об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка от 01.08.2017 N 369н, путем установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020801:13 площадью 7 718 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 39.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2018 по ходатайству общества дела N А62-8982/2017 и N А62-378/2018 объединены в одно производство с присвоением делу N А62-8982/2017.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2018 в связи с отказом ООО "Аванпост" от требования о признании незаконным решения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка производство по делу в указанной части прекращено.
В окончательном варианте, с учетом изменения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка от 01.08.2017 N 369н путем установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020801:13 площадью 7 718 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 39, в размере 20% от рыночной стоимости, указанной в сведениях кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.01.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Определение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с учетом правового зонирования территории, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенными в ЕГРН.
В соответствии с нормами действующего законодательства фактическое использование земельного участка не может подменять понятие вида разрешенного использования земельного участка.
Установление факта осуществления производственной деятельности в здании материального склада не подменяет собой функционального предназначения здания как материальный склад, а также вида разрешенного использования земельного участка, на котором располагается указанный объект.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, между Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Смоленска и ООО ПКФ "Инфанко" 11.04.2003 заключен на неопределенный срок договор N 3749 аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:020801:0013 общей площадью 7 718 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 39, для проектирования производственной базы, государственная регистрации сделки осуществлена 30.07.2003.
Главным архитектором г. Смоленска 12.05.2003 утверждено архитектурно-планировочное задание на проектируемый объект - производственная база.
В 2004 году подготовлен рабочий проект на объект "производственная база ООО ПКФ "Инфанко" по Краснинскому шоссе, 39, в г. Смоленске", экспликация зданий и сооружений (Том 3. Книга 1 Материальный склад Пусковой комплекс N 1) включала: склад материалов (проектируемый), пункт технического обслуживания (стр.), производственный корпус (перспектива), административное здание (ранее запроектир.), навес (перспектива), эстакада (перспектива), очистные сооружения дождевых стоков (существующие).
На арендуемом земельном участке построен вышеуказанный материальный склад.
ООО "Аванпост" приобрело данный склад по договору купли-продажи от 15.11.2012, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости - ЕГРН) 06.12.2012 внесена запись N 67-67-01/290/2012-374 о регистрации права собственности общества.
Между ООО ПКФ "Инфанко" и ООО "Аванпост" 01.03.2013 заключен договор уступки права аренды, по условиям которого права и обязанности арендатора по договору аренды от 11.04.2003 N 3749 в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:020801:0013 перешли к ООО "Аванпост", договор уступки зарегистрирован в установленном порядке 24.04.2013.
Приказом ООО "Аванпост" от 01.12.2014 утверждена программа развития, предусматривающая организацию временного производства металлоизделий на территории материального склада, находящегося по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 39, строительство административного здания, строительство газопровода для газоснабжения производственной базы, строительство производственного корпуса для производства металлоизделий.
В соответствии с данной программой обществом организовано производство металлоизделий на территории материального склада, продолжено строительство комплекса производственной базы (разрешение на строительство N RU 67302000-129 от 13.05.2015 на объект - производственная база, вторая очередь, административное здание; разрешение на строительство N RU 67302000-204-2017 от 17.08.2017 на объект - газоснабжение производственной базы по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 39).
По состоянию на 01.01.2012 в Смоленской области проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением администрации Смоленской области от 16.01.2013 N 2 (вступившим в силу с 01.01.2014).
Не согласившись с определенной указанной оценкой кадастровой стоимостью спорного земельного участка, общество на основании отчета об оценке от 21.05.2014 N 311-3-14 СМК А ОК 04 в порядке статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением которой от 10.07.2014 N 15-8418 определена рыночная стоимость названного земельного участка в размере 5 750 000 рублей, данные об указанной стоимости внесены в сведения кадастрового учета.
Рыночная стоимость земельного участка определялась с учетом расположения в территориальной зоне П4 - зона размещения производственных объектов 1У-У класса санитарной классификации как земельный участок производственно-складского назначения, в отчете также отмечается, что на земельном участке расположены материальный склад (право зарегистрировано) и административное здание (право не зарегистрировано).
Согласно постановлениям администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233, от 20.02.2009 N 86 права и обязанности арендодателя по договору аренды от 11.04.2003 N 3749 с 01.04.2007 перешли к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент), как к органу, уполномоченному распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска.
Общество 13.01.2015 обратилось в департамент с заявлением о расторжении договора аренды от 11.04.2003 N 3749 и предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащем ООО "Аванпост" на праве собственности, "материальный склад".
Приказ департамента от 25.02.2015 N 392 предусматривал прекращение права аренды на спорный земельный участок и предоставление данного земельного участка под материальным складом обществу в собственность за плату.
На основании названного приказа департамента в сведения ЕГРН 13.03.2015 в отношении указанного земельного участка внесены изменения в части разрешенного использования с "для проектирования производственной базы" на "под материальный склад".
С 01.03.2015 в связи с перераспределением органам местного самоуправления полномочий в части распоряжения земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Смоленска, является администрация г. Смоленска.
ООО "Аванпост" 18.08.2017 получен проект договора от 01.08.2017 N 369н купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 67:27:020801:13, в пункте 2.2 которого определена выкупная цена в размере 5 750 000 рублей.
Не согласившись с данной ценой, общество направило в адрес администрации возражения, которые были отклонены ответчиком, что послужило основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ).
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 08.04.2013 N 261 "Об установлении процентной ставки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов", выкупная цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена в процентном отношении от кадастровой стоимости приватизируемых земельных участков.
Процентная ставка кадастровой стоимости земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов составляет 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, на которых размещены производственные и административные здания, строения и сооружения промышленности и коммунального хозяйства (абзац пятый); 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка - в отношении прочих земельных участков (абзац седьмой).
Вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" отнесен к пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, утратили силу с 30.10.2017 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.09.2017 N 470).
Согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования "Склады" (код 6.9) относится к группе "Производственная деятельность" (код 6.0).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что на спорном земельном участке располагается здание, используемое обществом в производственных целях, что фактически соответствует требованиям, изложенным в абзаце пятом подпункта 1 пункта 1 постановления администрации Смоленской области от 08.04.2013 N 261 "Об установлении процентной ставки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов", и не исключает возможность его применения при установлении выкупной цены, испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы администрации города Смоленска для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА