ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2022 г. N 309-ЭС22-11438
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства образования Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2021 по делу N А47-15417/2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.04.2022 по тому же делу по иску заместителя прокурора Оренбургской области к Министерству образования Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, обществу с ограниченной ответственностью "Центр Орск "Автосалон-2000" о признании недействительными торгов в форме электронного аукциона на поставку автомобиля, признании недействительным (ничтожным) государственного контракта на поставку автомобиля N 0853500000319013777-2019-1 от 20.12.2019, применении последствий недействительности сделки, обязании возвратить автомобиль марки Kia Cerato, а также денежные средства в сумме 3 640 401 рублей,
установил:
заместитель прокурора Оренбургской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Министерству образования Оренбургской области (далее - министерство образования), Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство природных ресурсов), обществу с ограниченной ответственностью "Центр Орск "Автосалон-2000" (далее - общество) о признании недействительными торгов в форме электронного аукциона на поставку автомобиля, признании недействительным (ничтожным) государственного контракта на поставку автомобиля от 20.12.2019 N 0853500000319013777-2019-1, применении последствий недействительности сделки, обязании возвратить автомобиль марки Kia Cerato, а также денежные средства в сумме 3 640 401 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены государственное казенное учреждение "Автобаза аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области", Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью "Урал-Авто".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 15.04.2022 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Министерство образования обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2022 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Оренбургской области.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как следует из материалов дела, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что министерством образования были проведены торги в форме электронного аукциона на поставку автомобиля с нарушением действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое привело к ограничению конкуренции, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности заявленных требований и удовлетворили их.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, министерство образования приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, связанным с включением заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, что является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Как установлено судами, в описание объекта закупки, отраженного в конкурсной документации, были включены такие параметры, которым соответствует лишь автомобиль определенной марки и комплектации - автомобиль производителя Kia, модель - Cerato, комплектация - Luxe.
Несогласие министерства образования с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства.
Доводы министерства образования направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного приведенные министерством образования в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, основания для передачи жалобы министерства образования для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ