ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. N 81-АПГ17-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Теплоэнерго" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 625 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 11 декабря 2015 г. N 825 "Об установлении АО "Теплоэнерго" (г. Кемерово) долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Кемерово на 2016 - 2018 годы" в части 2017 года", по апелляционным жалобам Региональной энергетической комиссии Кемеровской области и акционерного общества "Теплоэнерго" на решение Кемеровского областного суда от 29 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "Теплоэнерго" Батуевой А.Д., Кретовой Т.В., Кулебякиной Е.Н., Цыпленковой Е.М., представителей Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Зинченко М.В., Шипачевой Е.Б., специалиста Хамзина Р.Ш., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Теплоэнерго" обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 625 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 11 декабря 2015 г. N 825 "Об установлении АО "Теплоэнерго" (г. Кемерово) долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Кемерово на 2016 - 2018 годы" в части 2017 года".
Решением Кемеровского областного суда от 29 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Также в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой обратилось акционерное общество "Теплоэнерго". В жалобе общество просит изменить решение Кемеровского областного суда от 29 мая 2017 г. в части выводов, касающихся невключения органом регулирования в состав необходимой валовой выручки общества расчетной предпринимательской прибыли; изменения при расчете необходимой валовой выручки АО "Теплоэнерго" нормативного удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии как одного из долгосрочных параметров регулирования тарифа; а также исключить из мотивировочной части решения выводы о том, что в подтверждение суммы расходов по сомнительным долгам в составе заявления о корректировке тарифов не представлено документальное подтверждение заявленной величины дебиторской задолженности, в том числе о проведении инвентаризации этой задолженности. В дополнении к жалобе общество указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившегося в формальном подходе к оценке доказательств, в том числе экспертного заключения, подготовленного исполнительным директором "Ассоциации организаций и специалистов в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства "Развитие" Макрушиным А.В.
Относительно апелляционных жалоб Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, АО "Теплоэнерго", прокуратурой Кемеровской области представлены возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 г. N 371 является органом исполнительной власти Кемеровской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по теплоснабжению на территории Кемеровской области.
Из материалов дела следует, что постановлением РЭК Кемеровской области от 11 декабря 2015 г. N 825 для АО "Теплоэнерго" (г. Кемерово) установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Кемерово, на 2016 - 2018 годы.
Установлены базовый уровень операционных расходов 333 161,09 тыс. руб., индекс эффективности операционных расходов на 2017 год равный 1, нормативный уровень прибыли на 2017 год - 2,78%, показатели энергосбережения и энергетической эффективности на 2017 год (177,58 кг у.т./Гкал, 1,90 Гкал/кв. м, 154 915,68 Гкал). Одноставочный тариф на 2017 года на воду для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учета НДС) составил с 01 января по 30 июня - 2 330,96 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря - 2 402,87 руб./Гкал., для населения с 01 января по 31 июня - 2 750,53 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря - 2 835,39 руб./Гкал.
Общество 29 апреля 2016 г. представило в РЭК Кемеровской области заявление по корректировке тарифа, установленного постановлением от 11 декабря 2015 года N 825, методом индексации установленных тарифов.
В рамках исполнения государственного контракта N Ф.2016.114298 от 22 июня 2016 г. ОАО "Агентство энергетических экспертиз" (далее - ОАО "АЭЭ") проведена экспертиза по материалам, представленным АО "Теплоэнерго" (г. Кемерово) для корректировки величины необходимой валовой выручки и определения уровня тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и ГВС, реализуемых на потребительском рынке, в части 2017 года.
По результатам изучения экспертного заключения и представленных материалов Правлением РЭК Кемеровской области, в рамках постановления от 20 декабря 2016 г. N 625-п "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии от 11 декабря 2015 г. N 825 "Об установлении АО "Теплоэнерго" (г. Кемерово) долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Кемерово на 2016 - 2018 годы" в части 2017 года" (далее - постановление от 20 декабря 2016 г. N 625-п) для общества установлена необходимая валовая выручка на 2017 год в размере 868 749,05 тыс. руб., и установлены одноставочные тарифы на 2017 год для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и населения в размерах 2 084,89 руб./Гкал и 2 460,17 руб./Гкал соответственно.
Оспаривая определенный органом регулирования размер необходимой валовой выручки, общество указывает на необоснованное исключение из нее экономически обоснованных расходов, неправильное определение размера операционных расходов и исчисление прибыли.
Из представленных в материалы дела экспертных заключений ОАО "АЭЭ" и экспертной группы РЭК Кемеровской области следует, что при расчете операционных (подконтрольных) расходов на очередной год долгосрочного периода регулирования эксперты применили индекс потребительских цен на 2017 год равный 4% (декабрь к декабрю), содержащийся в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 и плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Прогноз), разработанном на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий и основных параметров прогноза, размещенном на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 23 ноября 2016 г.
Однако, согласно базовому варианту на 2017 год, содержащемуся в указанном Прогнозе, индексы потребительских цен прогнозировались "в среднем за год" - 4,7.
Учитывая положения пункта 59 Основ ценообразования, согласно которому операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов, и что при индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), суд первой инстанции обоснованно признал неправильным применение органом регулирования при расчете операционных (подконтрольных) расходов на очередной год долгосрочного периода регулирования индекс потребительских цен в размере 4% (декабрь к декабрю).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности исключения органом регулирования расчетной предпринимательской прибыли общества из состава необходимой валовой выручки.
Из определения, изложенного в пункте 2 Основ ценообразования, следует, что расчетная предпринимательская прибыль представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов, в том числе с применением метода индексации установленных тарифов на период регулирования (в таком случае - на каждый год долгосрочного периода регулирования), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 данного документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Суд первой инстанции, учитывая положения пунктов 13, 15 и 16 Правил регулирования цен (тарифов), согласно которым представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки осуществляется регулируемой организацией, а также исходя из понятия расчетной предпринимательской прибыли как величины, учитываемой при определении необходимой валовой выручки и требований о подтверждении ее размера расчетами, признал обоснованным исключение органом регулирования из состава необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли общества, в связи с непредставлением последним соответствующего расчета в РЭК Кемеровской области при установлении тарифов на 2017 год.
Также Судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции относительно применения органом регулирования при расчете расходов на приобретение энергетических ресурсов, в том числе расходов на топливо на 2017 год показателя нормативного удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии, установленного постановлением РЭК Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. N 491.
В соответствии с пунктом 12 статьи 10 Закона о теплоснабжении к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, показатели энергосбережения, энергетической эффективности и иные долгосрочные параметры такого регулирования, определенные основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Также, в соответствии с пунктом 33 статьи 2 названного Закона показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения - это показатели, применяемые для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452 "Об утверждении правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340" (далее - Правила N 452) плановые значения показателей надежности для теплоснабжающей организации, эксплуатирующей объекты теплоснабжения не на основании концессионного соглашения, подлежат корректировке в случае корректировки инвестиционной программы, в том числе в случае корректировки программы на оставшийся период регулирования тарифов, если первоначально тарифы были утверждены на срок не менее 3 лет.
Согласно пунктам 12, 23, 24 Правил N 452, теплоснабжающая организация вправе обратиться в орган регулирования с заявлением о корректировке плановых показателей надежности и эффективности объектов теплоснабжения, орган регулирования рассматривает обращение теплоснабжающей организации и при наличии оснований осуществляет корректировку таких показателей в течение 30 календарных дней после получения заявления теплоснабжающей организации.
Решение о корректировке плановый значений показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктом 6 данных Правил относится и показатель нормативного удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии, орган регулирования осуществляет на основании анализа совокупности информации, использует среди прочего отчетные данные, представляемые теплоснабжающей организацией уполномоченному органу, в частности график реализации мероприятий инвестиционной программы, финансовые отчеты о выполнении мероприятий инвестиционной программы, отчет о достижении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, а также фактические значения показателей деятельности теплоснабжающей организации за предыдущий период действия инвестиционной программы.
В постановлении РЭК Кемеровской области от 11 декабря 2015 г. N 825 для АО "Теплоэнерго" в качестве долгосрочного параметра регулирования утверждены показатели энергетической эффективности, в том числе норматив удельного расхода топлива 177,58 кг у.т./Гкал. Указанный показатель рассчитан в соответствии с требованиями постановления от 16 мая 2014 г. N 452 и равен средневзвешенному нормативу удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию.
Указанные нормативы утверждены постановлением РЭК Кемеровской области от 24 ноября 2015 г. N 589 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2016 год".
Согласно материалам дела 02 декабря 2016 г. общество обратилось в РЭК Кемеровской области с заявлением об утверждении скорректированных нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию от отопительных котельных на 2017 года. Причиной обращения послужило включение новой газовой котельной установленной мощностью 14,1 МВт, расположенной по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, бульвар Строителей, 656, в состав котельных общества.
РЭК Кемеровской области 15 декабря 2016 г. принято постановление N 491 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2017 год", которым для АО "Теплоэнерго" (г. Кемерово) норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, кг у.т./Гкал на отпущенную тепловую энергию установлен для двух видов топлива: природный газ - 159,3, уголь - 229,2.
Поскольку постановление РЭК Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. N 491 на момент принятия оспариваемого постановления являлось действующим, установленный им показатель обоснованно принят органом регулирования при корректировке тарифа на 2017 год.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы по сомнительным долгам, определяемым в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненной к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Согласно абзацу первому пункта 12 Методических указаний N 760-э, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, предусмотрено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 названного положения, или на увеличение расходов у коммерческой организации.
Согласно материалам дела органом регулирования по статье затрат "Расходы по сомнительным долгам" учтены расходы в размере 8 248,28 тыс. руб., вместо предложенных обществом 14 911 тыс. руб.
Уменьшение размера расходов по названной статье затрат произведено органом регулирования по результатам анализа документов, представленных обществом для корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию, в части 2017 года, а именно: расчета по корректировке затрат на расходы по сомнительным долгам на 2017 год (является справкой, расчетом, который не обосновывает предложения предприятия); данных о сложной и безнадежной дебиторской задолженности по состоянию на 24 апреля 2016 г., изложенных в табличной форме без приложения приказа о проведении инвентаризации, сличительной ведомости, инвентаризационной описи, приказа о создании резерва по сомнительным долгам и других документов, из которых видны необходимые сведения (дата возникновения долга, реквизиты договоров с должниками), утвержденных учетной политикой общества; данных о дебиторской задолженности перед АО "Теплоэнерго" по состоянию на 25 апреля 2016 г., также без приложения вышеуказанных подтверждающих документов; оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.02 за 2015 год, подтверждающей фактические расходы общества на создание резерва (8 248,28 тыс. руб.), которые и были приняты к включению в необходимую валовую выручку регулируемым органом.
Дополнительно направленные 15 декабря и 20 декабря 2016 г. обществом в орган регулирования документы, также не содержали необходимых сведений, для включения расходов по указанной статье затрат в заявленном обществом размере.
Согласно экспертному заключению из состава необходимой валовой выручки на 2017 год органом регулирования исключены расходы по статье "Расходы на создание нормативных запасов топлива" в размере 10 252,53 тыс. руб.
Отказывая во включение указанных расходов, орган регулирования исходил из того, что запасы топлива представляют собой материалы, хранящиеся на складах предприятия, и отражаются в бухгалтерском учете только в виде расходов на их покупку на счете 10 "Материалы" и не отражаются на затратных счетах, а также указал, что обществом в качестве обоснования данной статьи расходов представлен расчет стоимости покупки самого дизельного топлива, а не связанных с ним расходов.
Суд первой инстанции, не соглашаясь с данными выводами органа регулирования, исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного - твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо).
Согласно подпункту "б" пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся, в том числе расходы, связанные с нормативным запасом топлива, и расходы по обслуживанию заемных средств.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 05 августа 2014 г. N 420 для общества утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии Кемеровской области, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2015 год. Установлен общий запас топлива (тыс. т) по каменному углю - 1,277, по дизельному топливу 1,623, в том числе эксплуатационный запас - 1,103 и 0,852 и неснижаемый запас - 0,174 и 0,771 соответственно.
Постановлением от 24 ноября 2015 г. N 589 установлен общий запас топлива на 2016 год (тыс. т) по каменному углю - 1,564, по дизельному топливу 1,870, в том числе эксплуатационный запас - 1,350 и 0,993 и неснижаемый запас - 0,214 и 0,877 соответственно.
Постановлением от 15 декабря 2016 г. N 492 установлен общий запас топлива на 2017 год (тыс. т) по каменному углю - 1,409, по дизельному топливу 1,761, в том числе эксплуатационный запас - 1,216 и 1,017 и неснижаемый запас - 0,193 и 0,744 соответственно.
Согласно сводной информации и смете расходов по производству и реализации тепловой энергии АО "Теплоэнерго" г. Кемерово на 2016 - 2018 годы (приложение N 2 к выписке из протокола N 73 заседания Правления РЭК Кемеровской области от 11 декабря 2015 г.) для общества расходы, связанные с созданием нормативного запаса топлива на 2016 - 2018 годы, в том числе на 2017 год, установлены в размере 8 890 тыс. руб.
Поскольку необходимость несения расходов на создание нормативных запасов топлива для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в объемах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, подтверждена обществом путем предоставления предложения по корректировке расходов, связанных с созданием неснижаемого нормативного запаса топлива с размере 10 252,53 тыс. руб. и анализом счета 10.3.3 за 2015 год, суд первой сделал правильный вывод об обоснованности требования административного истца в данной части.
Полное исключение из состава необходимой валовой выручки расходов, связанных с созданием нормативного запаса топлива не соответствует действующему законодательству.
Довод апелляционной жалобы органа регулирования о том, что затраты по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы на обслуживание заемных средств, привлекаемых для этих целей" относятся к внереализационным расходам, понятие которых содержится в статье 265 Налогового кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании органом регулирования норм права.
При рассмотрении спора о необоснованном невключении в необходимую валовую выручку 2017 года выпадающих расходов, понесенных обществом в период регулирования предшествовавший переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, не возмещенные юридическому лицу, суд поддержал доводы общества о наличии указанных расходов и о необоснованном невключении их в необходимую валовую выручку 2017 года.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
Согласно материалам дела при тарифном регулировании на 2015 год при определении затрат общества на производство и реализацию тепловой энергии объем реализации тепловой энергии части потребителей ж.р. Радуга Рудничного района г. Кемерово в межотопительный период учитывался в собственной генерации тепловой энергии от котельных N 27 и N 45.
По факту за период с 12 мая 2015 г. по 15 сентября 2015 г. поставка тепловой энергии потребителям ж.р. Радуга Рудничного района г. Кемерово осуществлялась за счет приобретения тепловой энергии у ОАО "Кемеровская генерация". Затраты общества на покупку тепловой энергии составили 20 224,06 тыс. руб., согласно представленному обществом в РЭК Кемеровской области расчету выпадающих расходов за 2015 год, в котором в необходимой валовой выручке по производству и передаче тепловой энергии на 2017 год по статье затрат "Выпадающие доходы" должны быть учтены дополнительные расходы в размере 5 277,36 тыс. руб.
В соответствии с постановлением РЭК Кемеровской области от 18 декабря 2014 г. N 965 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кемеровская генерация" на потребительском рынке города Кемерово и Кемеровского муниципального района", конечные тарифы, по которым АО "Теплоэнерго" покупало тепловую энергию с целью перепродажи, составляют 1 019,70 руб./Гкал с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. и 1 081,90 руб./Гкал с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.
Однако реализация АО "Теплоэнерго" тепловой энергии потребителям производилась по тарифам, утвержденным постановлением РЭК Кемеровской области от 18 декабря 2014 г. N 1011 (в редакции от 20 апреля 2015 г.) в размере 2 186,27 руб./Гкал с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. и 2 259,34 руб./Гкал с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.
В связи с возникшей разницей между стоимостью, по которой приобреталась тепловая энергия - 1 019,70 руб./Гкал и по которой она реализовывалась потребителям - 2 217,44 руб./Гкал у общества образовались не выпадающие расходы, а выпадающие доходы (сэкономленные средства). Выручка общества, полученная от реализации тепловой энергии, составила 44 867,32 тыс. руб.
Учитывая изложенное, вывод органа регулирования о невключении в состав необходимой валовой выручки заявленных обществом выпадающих расходов, понесенных им в период регулирования предшествовавший переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, не возмещенные юридическому лицу, является обоснованным.
В заявлении на корректировку тарифов на 2017 год обществом предложено учесть экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на 2016 год в размере 50 261,78 тыс. руб. и на 2017 год - 52 726,59 тыс. руб.
В обоснование заявленных сумм общество сослалось на согласованный с РЭК Кемеровской области инвестиционный проект общества, согласно которому осуществлялся перевод угольной котельной N 23 в ж.р Ягуновский г. Кемерово на газовый вид топлива с последующим сохранением расчетного уровня расходов, учтенных при регулировании тарифа на тепловую энергию на период, предшествующий сокращению расходов при реализации расходов на срок 9,9 лет, расчетно-обосновывающие документы по техническому перевооружению угольных котельных N 2, 3, 22, 41, 46, 58, и 63 с переводом на газообразный вид топлива.
Отказывая во включение в расчет тарифа заявленных обществом сумм, эксперты органа регулирования указали на отсутствие отчета по выполнению мероприятий по энергосбережению, а также на то что согласно пункту 14 Основ ценообразования сохранение операционных расходов внутри долгосрочного периода позволит сохранить экономию от снижения затрат для организации начиная с 2016 года и учитывать ее в течение двух лет после срока окупаемости мероприятий по энергосбережению при наступлении следующего долгосрочного периода.
Суд первой инстанции, признал выводы органа регулирования об исключении сумм экономии из расчета тарифа на 2017 год необоснованными, указав, что применение такого подхода исключает для регулируемой организации, реализовавшей мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий, в том числе путем модернизации объектов теплоснабжения, возможности сохранения уровня затрат на последующие периоды, что нарушает ее права и не соответствует нормативным актам в области теплоснабжения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 66 Основ ценообразования экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 настоящего документа. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями N 760-э.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний N 760-э в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
При осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
Таким образом, с учетом применения пункта 14 Основ ценообразования и срока окупаемости расходов на реализацию проекта величина экономии операционных расходов подлежит учету в неподконтрольных расходах в течение 2 лет после срока окупаемости при наступлении следующего долгосрочного периода, начиная с 2019 года.
При рассмотрении дела судом установлено, что АО "Теплоэнерго" в орган регулирования представлен расчет нормативной прибыли, размер которой составил 24 981,76 тыс. руб.
Согласно протоколу заседания правления РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. нормативный уровень прибыли для включения в тариф на 2017 год по данным органа регулирования составил 1 307,51 тыс. руб.
Принимая решение, суд первой инстанции, признавая необоснованным, расчет уровня прибыли, произведенный органом регулирования, путем суммирования статей, входящих в нормативную прибыль по расчету предприятия, после исключения экономически необоснованных расходов, в результате чего величина прибыли составила 1 307,51 тыс. руб., что соответствует 0,15% от НВВ, самостоятельно определил минимальный размер нормативной прибыли - 4 343,754 тыс. руб.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с расчетами, произведенными органом регулирования и судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пунктам 74, 75 Основ ценообразования величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.
Нормативный уровень прибыли является долгосрочным параметром регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации.
В соответствии с пунктом 41 Методических указаний N 760-э нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически, обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль, и определяется согласно формуле 12, содержащейся в названном пункте Методических указаний.
Согласно приложению N 1 к постановлению РЭК Кемеровской области от 11 декабря 2015 г. N 825 нормативный уровень прибыли на 2017 год для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию для АО "Теплоэнерго", утвержден в размере 2,78%.
Пунктом 1 постановления РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 625 внесены изменения в приложение N 2 к постановлению от 11 декабря 2015 г. N 825 "Долгосрочные тарифы АО "Теплоэнерго" на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Кемерово на период с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г." в части изменения величины тарифа. Однако изменения в приложение N 1 к постановлению от 11 декабря 2015 года N 825 в части изменения нормативного уровня прибыли и других значений долгосрочных параметров внесены не были.
Вместе с тем согласно выписки из протокола N 68 заседания правления РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. экспертами органа регулирования установленный в качестве долгосрочного параметра на 2017 год нормативный уровень прибыли в размере 2,78% от необходимой валовой выручки не учтен при расчетах.
Таким образом, определение размера нормативной прибыли, исходя только из экономически обоснованных расходов из прибыли, не соответствует пункту 74 Основ ценообразования и пункту 41 Методических указаний N 760-э.
Учитывая изложенное, расчет данного показателя должен производиться на основании формулы 12, содержащейся в пункте 41 Методических указаний N 760-э.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 29 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кемеровской области и акционерного общества "Теплоэнерго" - без удовлетворения.