ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2018 г. N 305-ЭС18-404
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Министерства культуры Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2017 по делу N А40-255050/2016,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Содействие развития кулинарного искусства и культуры общественного питания" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству культуры Российской Федерации (далее - министерство) о признании за обществом права на льготную арендную ставку по договору аренды объекта культурного наследия от 04.09.2013 N 01-1/13-02, заключенному с ФБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", в связи с понесенными расходами на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в сумме 36 538 902 рублей 15 копеек; о признании незаконным решения министерства от 21.10.2016 N 7110-12-04 об отказе в выдаче положительного заключения на право предоставления льготной арендной платы на основании понесенных истцом расходов на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в сумме 36 538 902 рублей 15 копеек; об обязании министерства предоставить положительное заключение на право предоставления обществу льготной арендной платы по договору аренды объекта культурного наследия от 04.09.2013 N 01-1/13-02, исходя из понесенных расходов на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в сумме 36 538 902 рублей 15 копеек и направить его обществу.
К участию в деле судом привлечены ФБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2017, заявленные требования удовлетворены частично; суд признал незаконным решение Министерства от 21.10.2016 N 7110-12-04, обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общество, предоставив ему положительное заключение на право предоставления льготной арендной платы по договору аренды объекта культурного наследия от 04.09.2013 N 01-1/13-02, и направив его арендатору - обществу; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что суды, признав факт проведения АНО "Содействия развития культурного искусства и культуры общественного питания" работ по ремонту и реставрации арендуемых помещений и приспособлению их к современному использованию ранее получения разрешительных документов на проведение данных работ от Департамента культурного наследия г. Москвы, неверно истолкованы нормы Федерального закона от 25.05.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации".
Действующим законодательством установлен запрет на производство работ по сохранению объектов культурного наследия без выданных в установленном порядке уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации соответствующих разрешительных документов на проведение таких работ.
Разрешение на проведение работ по сохранению помещений ОКН выдано заявителем Департаментом культурного наследия г. Москвы 21.01.2015, то есть после фактически проведенных работ. Работы по сохранению помещений ОКН заявителем АНО "Содействия развития культурного искусства и культуры общественного питания" проведены в период 2013-2014, до получения разрешительных документов.
В соответствии со статьей 45 Закона N 75-ФЗ работы по сохранению объектов культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Факт получения разрешительных документов на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и подписание уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия актов приемки выполненных работ не может являться основанием для применения льготы по арендной платы, так как работы выполнены до момента получения разрешительных документов.
Согласно статье 14 Закона N 73-ФЗ юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьями 40 - 45 Закона N 75-ФЗ, и обеспечившее их выполнение, имеет право на льготную арендную плату.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, установлен Правительством Российской Федерации от 04.10.2012 N 1005 "Об утверждении положения об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ".
Согласно пункту 3 указанного Положения льготная арендная плата не устанавливается в том числе в случае, когда проведение работ по сохранению объекта культурного наследия является следствием несоблюдения арендатором охранных обязательств.
В соответствии с пунктом 6.5 договора аренды от 04.09.201е3 N 01-1\132-02 установление льготной арендной платы возможно только при осуществлении особой административной процедуры, которая заявителем была нарушена при проведении работ.
Часть выполненных заявителем работ, приведенных в сметно-финансовых документах, не относится к работам по сохранению и приспособлению объекта культурного наследия; судами не исследовались сметно-финансовые документы на предмет достоверности произведенных заявителем расходов. Учитывая, что проверка представленных документов АНО "Содействия развития кулинарного искусства и культуры общественного питания" осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1005, суд не вправе был обязать Минкультуры России выдать положительное заключение на право предоставления льготной арендной платы по договору аренды культурного наследия исходя из понесенных расходов по сохранению объектов культурного наследия в сумме 36 538 902,15 руб.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как установлено судами, общество является арендатором нежилых помещений объекта культурного наследия федерального значения, находящегося в федеральной собственности и расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольский проспект, дом 13 (историческое название объекта: "Комплекс Хамовнических казарм, нач. XIX в." ("Шефский дом" конец XVIII в., арх., М.Ф. Казаков) (объект) на основании договора аренды от 04.09.2013 N 01-1/13-02, заключенного с ФБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Москве 20.09.2013 (запись регистрации 77-77-12/063/2013 от 20.09.2013).
Охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия подписано истцом 03.12.2013 за N и423565-2013.
В соответствии с пунктом 6.5 договора аренды арендатор, вложивший свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия (при условии отсутствия при проведении таких работ нарушений законодательства, охранного обязательства и условий настоящего договора), имеет право на установление льготной арендной платы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях исполнения пункта 6.5 договора аренды общество, как арендатор, за счет своих средств произвело работы по ремонту и реставрации арендуемых помещений и приспособлению их к современному использованию. Работы произведены в порядке, предусмотренном договором аренды в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общая сумма средств, вложенных истцом в работы по сохранению арендуемого объекта культурного наследия и приспособление его к современному использованию, в том числе сантехническое оборудование и строительный материал составила 36 538 902 рублей 15 копеек.
В дальнейшем заявителем был получен Научно-реставрационный отчет N 42/14-КНИ-РО, работы были приняты на основании акта приемки работ по сохранению объекта культурного наследия от 10.06.2015.
Задолженности по платежам в бюджет, предусмотренным договором аренды, общество не имеет, что сторонами не оспаривается.
Письмом от 18.07.2016 N 1682/12 арендодатель, а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом согласовали обращение арендатора в Министерство культуры Российской Федерации (письмо Росимущества от 13.09.2016 N И22-09/14529).
21.09.2016 общество подало в Министерство заявление о даче заключения на право предоставления обществу льготной арендной платы по арендуемым им помещениям объекта культурного наследия. К указанному заявлению были приложены все предусмотренные Положением об установлении льготной арендной платы N 1005 документы.
Письмом от 21.10.2016 N 7110-12-04 Министерство вернуло обществу его заявление и приложенный комплект документов, фактически отказав обществу в праве на льготную ставку арендной платы, указав, что согласно сведениям, содержащимся в представленном комплекте документов, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдано организации (обществу) Департаментом культурного наследия города Москвы 21.01.2015, в связи с этим сумма понесенных затрат на производство работ на объекте в период с 2013 по 2014 года возмещению организации не подлежит.
Возвращение министерством заявления и приложенного к нему комплекта документов послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1005, установив, что у общества как арендатора объекта культурного наследия отсутствует задолженность по платежам в бюджет, предусмотренным договором аренды, работы по реставрации объекта и его приспособлению для современного использования произведены обществом в соответствии с требованиями законодательства, выполненные работы в установленном порядке приняты Департаментом культурного наследия города Москвы без замечаний, признали оспариваемый отказ министерства в предоставлении положительного заключения на право предоставления льготной арендной платы незаконным, возложив, при этом, в соответствии пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Министерство обязанность предоставить обществу положительное заключение на право предоставления льготной арендной платы по договору аренды объекта культурного наследия от 04.09.2013 N 01-1/13-02 и направить его арендатору.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании за ним права на льготную арендную ставку по договору аренды объекта культурного наследия от 04.09.2013 N 01-1/13-02, суды исходили из того, что оно заявлено преждевременно, поскольку право арендатора на льготную ставку арендной платы по изложенным в заявлении основаниям не оспаривается.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Министерства культуры Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА